загрузка...

Английский язык - Книга для учителя 8 класс В. П. Кузовлев - 2017 год

2. СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 8 КЛАССЕ

2.5. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В связи c переходом в ФГОС от знаниевой парадигмы к образовательной, где главной целью является достижение личностных результатов, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, реализация целей воспитательного аспекта приобретают особую значимость. Воспитательный потенциал УМК «Английский язык» для 8 класса определяется его содержанием, ориентированным на усвоение национальных базовых ценностей и нравственных ориентиров, разработанных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1.

Содержание УМК направлено на воспитание у учащихся любви к Родине, к родному краю, уважения традиционных ценностей многонационального российского общества, чувства патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры, уважительного отношения к старшим членам семьи и доброжелательного отношения к сверстникам и младшим, уважительного отношения к людям с ограниченными физическими возможностями, формирование потребности в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении с друзьями и в семье, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, формирование положительного отношения к спорту, уважительного отношения к мнению других людей, потребности в сотрудничестве и взаимопомощи при работе в паре и группе, воспитание самостоятельности и чувства ответственности за совместную работу, потребности в коллективном творчестве, стремления к активному участию в жизни класса, школы, умения вести диалогическое общение с зарубежными сверстниками, потребности и способности к целеустремлённой самостоятельной работе, потребности расширять кругозор, ответственного отношения к образованию и самообразованию, стремления к освобождению от предубеждений и стереотипов, воспитание уважительного отношения к особенностям образа жизни людей другой культуры, знаний правил вежливого поведения, культуры речи, стремления к адекватным способам выражения эмоций и чувств.

Воспитательный потенциал УМК «Английский язык» для 8 класса реализуется через культуроведческое содержание используемых материалов.

О воспитательных возможностях материала можно судить по названиям уроков: “Are you proud of your country?” (Lesson 6, Unit 1); “What is your country like?” (Lesson 7, Unit 1); “What is your hometown like?” (Lessons 8—9, Unit 1); “What do you know about British traditions?” (Lesson 1, Unit 2); “Games for everyone” (Lesson 5, Unit 4); “How many PE lessons should there be at school?” (Lesson 7, Unit 4); “Good and bad health habits” (Lesson 1, Unit 5); “Do you care about your health?” (Lesson 6, Unit 5); “If you are unhealthy who is responsible for it?” (Lessons 8—9, Unit 5); “Is fashion important for you?” (Lesson 7, Unit 6); “You look fine! — Thank you.” (Lesson 8, Unit 6).

Учитель и его культурно-нравственный облик также является одним из главных компонентов образовательного процесса. Учитель как интерпретатор чужой культуры и носитель родной культуры должен делать всё от него зависящее, чтобы сформировать у учащихся ту систему ценностей, которая соответствует идеалу образования — человеку духовному (homo moralis).

В поурочных рекомендациях в книге для учителя в целях каждого урока формулируются конкретные воспитательные задачи.

Для достижения личностных результатов в рамках воспитательного аспекта используются такие средства, как:

тексты различной направленности:

— разнообразные типы аутентичных текстов (письменно зафиксированные монологические высказывания, диалоги, короткие рассказы, отрывки из повестей, стихи, песни, краткие статьи из журналов, письма, рекламные объявления, комиксы и т. д.), дающие представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье и школе, а также между носителями разных культур, формирующие представления о дружбе, доброте, справедливости, милосердии, патриотизме, порядочности, достоинстве и других нравственных категориях;

— тексты (в том числе, образцы детского фольклора) и упражнения (задания), способствующие воспитанию у учащихся ценностного отношения к прекрасному, формирующие представления об эстетических идеалах и художественных ценностях;

— тексты, направленные на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, стремление к активному образу жизни, развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом;

— тексты, воспитывающие любовь к природе, учащие ответственному, бережному отношению к окружающей среде;

упражнения (задания), с помощью которых у учащихся формируется представление о моральных нормах, правилах нравственного поведения;

рубрика In your culture, поясняющая особенности межкультурного общения с точки зрения нравственно-этических норм, вызывающая интерес и уважительное отношение к языку и культуре народов англоязычных стран, развивающая стремление участвовать в межкультурной коммуникации, вести себя соответственно принятым в стране изучаемого языка нормам, потребность и способность представлять культуру родной страны;

рубрики Pair work”, “Group work и Role play, формирующие навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать, работать в паре и группе), готовность и стремление к коллективному творчеству, потребность считаться с мнением членов коллектива, умение нести индивидуальную ответственность за совместную работу;

проекты, вовлекающие учеников в творческую деятельность на разных этапах изучения учебного материала, воспитывающие отношение к учёбе как творческой деятельности, стремление творчески выражать себя в учебной деятельности, развивающие умение видеть красоту в труде и творчестве;

задания, содержащие материалы об известных людях, литературных персонажах, на примере поступков и характерных черт которых восьмиклассники учатся различать хорошие и плохие поступки, анализировать нравственную сторону собственных поступков и т. д.;

иллюстративная наглядность, знакомящая с лучшими образцами культуры англоязычных стран и воспитывающая тем самым уважительное отношение к чужой культуре;

воспитательные цели, чётко сформулированные к каждому циклу и к каждому уроку, сопровождаемые методическими рекомендациями в книге для учителя;

поведение учителя на уроке согласно методическим рекомендациям в книге для учителя, раскрывающим нравственно-этический потенциал текстов и упражнений.

____________________________

1 См.: Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2010. — С. 18—19.





загрузка...
загрузка...