загрузка...

Химия и повседневная жизнь человека - поурочные разработки

Ученические проекты

Сегодня понятие «метод ученических проектов» трактуется очень широко. Это и комплекс идей, и педагогическая технология, и конкретная практика работы педагогов.

Чаще всего проект определяют как творческую задачу интеллектуально-практического характера, при выполнении которой у учащихся должны развиваться как умственные способности, так и практические умения и навыки. В более широком смысле под проектом понимают обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Основное условие, необходимое для организации проектной деятельности, — наличие у ученика социальной или лично значимой проблемы, которая требует для своего решения интегрированного знания, исследовательского поиска.

В образовательной области «Технология» проект обычно завершается изготовлением какого-то конкретного изделия. В образовательной области «Естествознание» наиболее доступно и актуально выполнение проектов-исследований. Их реальным результатом могут быть рекомендации по совершенствованию каких-либо технологий повседневной жизни.

Именно такие проекты и включены в данное пособие. Все они не требуют наличия дополнительной учебно-материальной базы, могут выполняться учащимися в семье, в своей квартире или на даче.

Основу учебно-методического обеспечения проектной деятельности составляют средства руководства самостоятельной познавательной и трудовой деятельностью — система вопросов и заданий в форме рабочей тетради (или дневника для более простых и коротких проектов).

Рабочая тетрадь содержит задания для организации самостоятельной деятельности учащихся, в том числе и для самостоятельного получения необходимых теоретических сведений. Поэтому, кроме рабочей тетради, необходимы и источники теоретической информации, которые учащиеся могут найти самостоятельно или с помощью учителя.

Проект № 1. Добрые ли у вас удобрения?

Образовательные цели. Повторить материал о минеральных удобрениях, их составе, классификации, экологических аспектах использования, понятие «действующее вещество», сформировать практические умения рассчитывать дозы внесения удобрений, получать экологически чистую сельхозпродукцию.

Хозяйственные цели. Оценить культуру применения минеральных удобрений жителями своего села или дачного поселка, выявить типичные ошибки и нарушения экологических требований, предложить рекомендации по повышению эффективности и экологической безопасности использования удобрений.

Проект выполняется индивидуально или небольшими группами (2—3 школьника), желательно в 9 классе при изучении химии элементов V группы периодической системы (азот, фосфор).

Тетрадь проекта

Все огородники знают, что получить хорошие урожаи без применения удобрений почти невозможно. Но эффективность применения удобрений может быть высокой только в том случае, если применять их грамотно. Как обстоят дела в личном подсобном или дачном хозяйстве вашей семьи с применением удобрений? Вы сможете ответить на этот вопрос, если выполните небольшое самостоятельное исследование.

Задания и вопросы

1. Проанализируйте сложившуюся практику применения удобрений в вашей семье и запишите собранные данные в таблицу.

Название удобрения

Действующее вещество

Под какие культуры вносят

Даты внесения удобрения

Дозы, г/м2

Общий расход

Стоимость, р.*

Сколько элементов питания внесено: N, P2O5, K2O

* Стоимость местных удобрений можно узнать у агронома или у родителей.

2. Какие удобрения (из перечисленных в таблице) относят к азотным, фосфорным, сложным, полным, промышленным, минеральным, органическим, местным?

3. Найдите в справочной литературе рекомендуемые дозы удобрений для выращиваемых вами культур и сравните их с теми дозами, которые вносят в вашей семье. Соответствуют ли применяемые вами дозы нормам?

4. Опишите, как обычно в вашей семье определяют дозы удобрений для внесения. Если у вас есть опыт выращивания каких-либо культур с применением удобрений и без них, сравните полученные результаты.

5. Вспомните, приходилось ли вам сталкиваться с последствиями избыточного внесения удобрений (минеральных или органических). Опишите эти случаи.

6. Составьте список использованной литературы и словарик новых слов, которые вы узнали.

Дополнительные вопросы и задания

1. Подумайте, по каким показателям следует оценивать эффективность применения удобрений. Посоветуйтесь с родителями, учителем и попробуйте выполнить расчеты, которые позволят вам оценить экономическую эффективность применения удобрений в вашем личном подсобном или дачном хозяйстве.

2. Приходилось ли вам в своем селе (дачном поселке) сталкиваться со случаями неправильного использования, хранения и транспортировки удобрений, которые привели к загрязнению ими окружающей среды? Опишите эти случаи.

3. Кто, по вашему мнению, был виноват в происшедшем? Понесли ли эти люди наказание и какое?

Для самых любознательных

Какие законы Российской Федерации и местные могут иметь отношение к использованию удобрений? (Посоветуйтесь с преподавателем обществознания.)






загрузка...
загрузка...