загрузка...

НАСТОЛЬНАЯ КНИГА УЧИТЕЛЯ ПО ХИМИИ 9 КЛАСС - поурочные разработки

Приложения

1. Формирование приемов умственной деятельности у учащихся в курсе химии 9 класса

Подгруппа азота

1. Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам составлены следующие группы:

image92

Допишите по два примера к каждой группе.

2. В таблице 12 записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы пятой группы Периодической системы Д. И. Менделеева, Найдите, запишите и назовите символы химических элементов в порядке уменьшения неметаллических свойств.

Примечание. Попробуйте выполнить задание, не пользуясь Периодической системой.

Таблица 12

33 As

7 N

15 Р

83 Bi

51 Sb

Какие еще свойства атомов указанных химических элементов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности?

3. В таблице 13 записаны формулы веществ, содержащих азот. Покажите подряд и назовите вещества в порядке увеличения степени окисления азота в них.

Таблица 13

NО

KNO3

HNO2

NH3

N2O

N2

NO2

4. Перед вами пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. Круг 1 обозначает понятие «реакции, характеризующие свойства азота», круг 2— «обратимые реакции».

Подберите уравнения химических реакций для заполнения первого и второго кругов и области пересечения.

Укажите условия проведения записанных реакций.

Определите, при каких условиях в реакциях из области пересечения равновесие может быть смещено вправо.

Запишите как можно больше аналогов любой реакции из области пересечения, систематизировав их.

5. (—) Составьте предложения, относящиеся к теме «Круговорот азота в природе», которые включали бы в себя три слова (словосочетания), указанные в задании.

Примечание. Можно изменять падеж слов и использовать другие слова:

а) атмосфера, почва, органические соединения;

б) растения, бактерии, органические соединения;

в) растительная пища, животная пища, человек;

г) гроза, почва, соли.

6. (—) Представьте, что на корнях всех растений на Земле живут клубеньковые бактерии. Какие отрасли химической промышленности при этом становятся «лишними»?

7. Перед вами пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят ионы, содержащие азот; а в круг 2 — катионы.

Заполните первый и второй круги, область пересечения. Назовите ион из области пересечения.

8. В таблице 14 записаны формулы веществ. Пройдите, составив соответствующую схему реакций, от азота до нитрата аммония. Покажите как можно больше возможных путей.

Таблица 14

NH3

N2

NH4Cl

NO

N2O5

Mg3N2

NO2

HNO3

NH4NO3

9. Найдите в тексте 6 и выпишите их вещества, из которых можно получить аммиак в лаборатории. Назовите их.

Текст 6

image95

Составьте уравнения реакций получения аммиака из выписанных веществ. Напишите сокращенное ионное уравнение, отражающее их сущность. Укажите условия и признаки проведения записанных реакций.

10*. На рисунке изображены пересекающиеся понятия. В круг 1 входят реакции, характеризующие свойства солей аммония; в круг 2 — реакции обмена; в круг 3 — качественные реакции на катионы.

image96

Подберите уравнения химических реакций для заполнения кругов и областей пересечения.

Напишите полные и сокращенные ионные уравнения для реакций из области пересечения.

Назовите признаки и условия ее проведения.

11. (—) Составьте таблицу (см. задание 8 в работе «Магний и щелочноземельные металлы»), показывающую использование солей аммония.

12. Каждая строчка показывает следующее отношение:

вещество — область применения — свойство.

Заполните каждый пропуск (...) соответствующим веществом (областью применения, свойством):

а) ... — наполнение электрических ламп — ... ;

б) аммиак — ... — легко сжижается;

в) ... — используют при паянии — ... ;

г) азот — ... — взаимодействие с водородом;

д) ... — получение азотных удобрений — ....

13. Замените вопросительные знаки нужными понятиями и заполните конкретными примерами схему 6, показывающую многообразие оксидов, образуемых азотом.

Схема 6

14*. Перед вами пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят соединения, в которых азот проявляет степень окисления +5, а в круг 2 — соединения, в которых азот проявляет степень окисления -3.

Подберите формулы веществ для заполнения первого и второго кругов и области пересечения. Назовите вещества.

15*. Просмотрите уравнения реакций. Отметьте, по каким признакам составлены следующие группы. Допишите по два примера к каждой группе.

Рассмотрите записанные вами реакции в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и теории электролитической диссоциации.

16*. Назовите как можно больше признаков отличия азотной кислоты от других кислот.

17*. Составьте как можно больше уравнений химических реакций, в которых могут встречаться следующие вещества: азот, кислород, водород, вода, аммиак, оксид азота (II), оксид азота (IV), азотная кислота, гидрат аммиака, нитрат аммония.

Использовать для составления уравнений химических реакций другие вещества нельзя. Каждую формулу можно использовать сколько угодно раз.

18. Используя «атомы» из заданной формулы, составьте формулы различных неорганических веществ. В «новых» формулах не может быть больше атомов определенных химических элементов, чем в исходной:

a) (NH4)2SO4; б) NH4NO3.

19*. Запишите формулы веществ, которые являются азотными удобрениями.

Среди них есть чем-то похожие друг на друга, их можно объединить в группу по какому-либо признаку. Запишите группы, указав признак, по которому вы их составили. Найдите как можно больше способов объединения веществ в группы. Какие из признаков являются существенными (несущественными) и почему?

20. Составьте классификационное дерево, отражающее многообразие веществ, образуемых азотом. Выполните задание несколькими способами.

21. В текстах скольких заданий этой темы слово «азот» используется для обозначения:

а) химического элемента; б) простого вещества?

22. Как часто в этой теме вы выполняли задания, в которых шла речь о химических явлениях?

Встречались ли вам задания, в которых говорилось о физических явлениях?

23. Подберите слово (обозначение) к первому слову второй пары так, чтобы между словами (обозначениями) и в той, и в другой парах была одинаковая смысловая связь. Поясните, почему одна пара похожа на другую:

а) хлор — 1ē

фосфор — (?);

б) кислород — вода

фосфор — (?);

в) азот — сжижение

белый фосфор — (?).

24. (—) Составьте предложения, относящиеся к теме «Значение фосфора для жизнедеятельности человеческого организма», которые включали бы в себя три слова, указанных в задании.

Примечание. Можно изменять падеж слов и использовать другие слова:

а) пропорция, кальций, скелет;

б) энергия, фосфор, пища;

в) жизнь, наследственность, мысль.

25*. В таблице 15 записаны формулы веществ. Пройдите, составив соответствующие схемы реакций, от одного указанного в задании вещества к другому:

а) от фосфора до фосфорной кислоты;

б) от оксида фосфора (V) до фосфата кальция.

Покажите как можно больше возможных путей.

Найдите самый длинный и самый короткий пути.

Таблица 15

Фосфин

Фосфор

Оксид фосфора (V)

Фосфат кальция

Фосфид кальция

Фосфорная кислота

Запишите уравнения реакций по составленным схемам.

Рассмотрите записанные вами реакции в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и теории электролитической диссоциации.

26. Найдите в тексте 7 встречающихся в нем формул солей фосфорной кислоты и выпишите и назовите их.

Текст 7

image101

Распределите выписанные формулы на три равные группы. Объясните, почему вы отнесли каждое из веществ к какой-либо группе.

27. В текстах скольких заданий этой темы слово «фосфор» используется для обозначения:

а) химического элемента;

б) простого вещества?





загрузка...
загрузка...