загрузка...


НАСТОЛЬНАЯ КНИГА УЧИТЕЛЯ ПО ХИМИИ 9 КЛАСС - поурочные разработки

Приложения

1. Формирование приемов умственной деятельности у учащихся в курсе химии 9 класса

Подгруппа кислорода

 

1. Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам составлены следующие группы:

image83

Допишите по два примера к каждой группе.

2. В таблице 9 записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы VI группы Периодической системы Д. И. Менделеева. Найдите, запишите и назовите символы химических элементов в порядке увеличения неметаллических свойств.

Примечание. Попробуйте выполнить задание, не пользуясь Периодической системой.

 

Таблица 9

 

34    Se

 

84     Ро

 

16     S

 

52      Те

 

8     O

 

Какие еще свойства атомов указанных химических элементов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности?

3. В каждом задании имеется две пары слов. Между словами первой и второй пары существует одинаковая смысловая связь. Известно только первое слово второй пары. Подберите для него второе слово из тех, которые записаны в скобках. Поясните, почему одна пара похожа на другую:

а) натрий — поваренная соль

кислород — (воздух, вода, азон);

б) азот — воздух

кислород — (озон, воздух, вода);

в) фосфор — красный фосфор

кислород — (воздух, вода, озон);

г) железо — плавление

кислород — (гниение, дыхание, сжижение);

д) железо — ржавление

кислород — (горение, фотосинтез, растворение в воде).

4. (—) Представьте, что кислород хорошо растворяется в воде. Опишите, к чему это может привести.

5*. Подберите исходные вещества таким образом, чтобы можно было составить уравнения реакций по схеме 31.

 

Схема 3

 

 

Назовите все вещества.

Укажите условия и признаки проведения записанных реакций.

Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

6. (—) Составьте предложения, относящиеся к теме «Кислород в природе», которые включали бы в себя три слова (словосочетания), указанные в задании.

Примечание. Можно изменять падеж слов и использовать другие слова:

а) атмосфера, гидросфера, литосфера;

б) фотосинтез, дыхание, круговорот.

7. Найдите в тексте 4 формулы веществ, из которых можно получить кислород в лаборатории, и выпишите и назовите их. Составьте уравнения реакций получения из этих веществ кислорода, указав условия их проведения.

Как доказать, что при проведении рассмотренных реакций образуется кислород?

Текст 4

8*. Кислород, как вы знаете, — самый распространенный элемент на нашей планете. Вспомните, в состав каких веществ он входит (запишите не менее десяти формул).

Среди соединений, формулы которых вы записали, есть чем-то похожие друг на друга, их можно объединить в одну группу по какому-либо признаку. Запишите группы, указав признак, по которому вы их составили. Найдите как можно больше способов объединения веществ в группы.

Какие из признаков являются существенными (несущественными) и почему?

9*. Составьте классификационное дерево, отражающее многообразие веществ, образуемых кислородом. Заполните его конкретными примерами. Назовите все вещества.

Имеет ли задание единственное решение? Чем отличаются предложенные вами варианты?

10. В текстах скольких заданий этой темы слово «кислород» используется для обозначения:

а) химического элемента; б) простого вещества?

11. Как часто в этой теме вы выполняли задания, в которых шла речь о химических явлениях?

Встречались ли вам задания, в которых говорилось о физических явлениях? Если да, то назовите их.

12. (—) Составьте предложения, относящиеся к теме «Сера», которые включали бы в себя три слова, указанных в задании.

Примечание. Можно изменять падеж слов и использовать другие слова:

а) демеркуризация, металл, сульфид;

б) октаэдр, нити, кристаллы;

в) растворение, флотация, кристаллики.

13. Напишите как можно больше аналогов для каждого из предложенных в задании веществ, сходных с ними по различным существенным признакам:

а) сера;

б) сероводород;

в) серная кислота;

г) оксид серы (VI);

д) сульфат кальция;

е) сульфат меди (II).

Систематизируйте эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного вещества они подбирались.

14*. Назовите вещества, образованные серой, которые имеют указанные в задании и противоположные свойства: а) токсичное; б) растворимое; в) гигроскопичное.

15. В каждом задании имеется две пары слов. Между словами первой и второй пары существует одинаковая смысловая связь. Составьте вторую пару слов (слов и обозначений), выбрав второе слово (обозначение) из тех, которые записаны в скобках. Поясните, почему одна пара похожа на другую:

а) фтор — 7ē

сера — (16ē, 6ē, 2ē);

б) хлор — 1ē

сера — (16ē, 8ē, 2ē);

в) кислород — озон

сера — (самородная сера, сульфидная сера, пластическая сера);

г) алюминий — провод

гипс — (алебастр, вещество, гипсовая повязка);

д) вода — испарение воды

сера — (демеркуризация, растворение в сероуглероде, горение);

е) кислород — фотосинтез

сероводород — (горение, гниение, растворение в воде).

16. Перед вами пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. Круг 1 включает вещества с ионной связью, а круг 2 включает соединения серы. Разместите в этих кругах формулы следующих веществ: сульфида натрия, оксида серы (IV), хлорида натрия, серной кислоты, сульфида меди (II), сероводорода, оксида калия.

 

 

17*. Внимательно просмотрите строчки, в которых записаны верхние половины формул веществ. Составьте их формулы и назовите их:

Перечислите как можно больше вариантов химических реакций (для каждого из веществ), с помощью которых они могут быть получены.

Назовите признаки и условия их проведения.

Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и теории электролитической диссоциации.

18*. На рисунке изображены пересекающиеся понятия. В круг 1 входят реакции соединения, в круг 2 — обратимые реакции, в круг 3 — окислительно-восстановительные реакции. Подберите уравнения химических реакций, в которых участвует сера или ее соединения, для заполнения кругов и областей пересечения.

Определите, при каких условиях в реакциях из области пересечения 4 равновесие будет смещено вправо.

 

 

19*. Замените вопросительные знаки нужными понятиями и заполните конкретными примерами схему 4, показывающую многообразие реакций взаимодействия серной кислоты с металлами.

Рассмотрите все реакции в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

 

Схема 4

 

image88

 

20*. В таблице 10 записаны названия веществ. Пройдите, составив соответствующие схемы реакций, от одного указанного в задании вещества к другому:

а) от серы до оксида серы (IV);

б) от сероводорода до сульфата бария.

Покажите как можно больше возможных путей.

 

Таблица 10

 

Оксид серы (IV)

Сера

Оксид серы (VI)

Сернистая кислота

Сероводород

Серная кислота

Сульфид ртути (II)

Сульфат бария

Сульфат калия

 

Запишите уравнения реакций по составленным вами схемам. Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и теории электролитической диссоциации.

21*. Выберите из предложенных понятий те, которые являются пересекающимися:

1) реакции, характеризующие свойства веществ, содержащих сульфат-ион;

2) качественные реакции на катионы;

3) качественные реакции на анионы.

Изобразите отношения между выбранными понятиями с помощью круговых схем. Подберите химические реакции для заполнения кругов и области пересечения.

Напишите полные и сокращенные ионные уравнения для реакций из области пересечения.

Назовите признаки и условия их проведения.

22. Найдите в таблице 11 клетки, соответствующие обусловленности применения серы и ее соединений их свойствами. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из химических терминов.

Составьте уравнения химических реакций для тех случаев, где речь идет об изученных вами химических свойствах соединений.

23*. Замените вопросительные знаки нужными понятиями и заполните конкретными примерами формул веществ схему 5, показывающую многообразие соединений, образуемых серой. Назовите все вещества.

 

Схема 5

 

image89

 

Определите, по какому основанию проведена классификация. Объясните причины многообразия веществ, образованных серой.

24*. Попробуйте составить еще две схемы (отличные от предыдущей — задание 23), показывающие многообразие веществ, образованных серой, выбрав другие основания для классификации.

 

Таблица 11

 

Области использования

Свойства

Горение серы

Взаимодействие с металлами

ВзаимодействиеSO2 с красителями

Гигроскопичность

H2SO4

ВзаимодействиеH2SO4 с солями

H2SO4 - электролит

Сера — инсектицид

Демеркуризация

Е

А

Ж

д

Е

Р

И

Производство серной кислоты

Л

И

Б

К

Г

3

Е

Осушение газов

В

Ж

М

Л

Н

М

С

Отбеливание шерсти, бумаги, шелка

П

Г

О

П

Ф

Я

В

Дезинфекция вещей, воздуха

Т

Б

Р

Е

Г

Ж

Н

Заполнение аккумуляторов

К

3

Д

С

У

Р

Я

Получение соляной кислоты

Е

М

Б

Б

О

У

Б

Борьба с с/х вредителями

П

Г

Е

Л

С

У

И

Получение фосфорной кислоты

В

К

Ю

Д

Я

Ж

Л

 

25. Выпишите из текста 5 формулы веществ, из которых можно составить схему химических реакций, отражающую процесс производства серной кислоты в промышленности.

Текст 5

Назовите выбранные вещества. Имеет ли задание лишь одно решение? Почему? Предложите несколько вариантов ответа, если вы считаете это возможным. Составьте уравнения реакций по схемам.

26*. Назовите не менее семи слов (словосочетаний), которые ассоциируются у вас:

а) с первой стадией производства серной кислоты — получением оксида серы (IV);

б) со второй стадией производства серной кислоты — окислением оксида серы (IV);

в) с заключительной стадией производства серной кислоты.

27. Пройдите по лабиринту к его центральной части. Правила прохождения лабиринта: нельзя проходить через вещества, которые являются токсичными или едкими. Отметьте, какие вещества вы могли бы взять с собой, чтобы можно было пройти через токсичные или едкие вещества, нейтрализовав их.

 

image91

 

Какие правила техники безопасности вы должны соблюдать в лабиринте. Вспомните как можно больше существенных правил, ведь от их выполнения зависит ваша жизнь в лабиринте.

28. В текстах скольких заданий этой темы слово «сера» используется для обозначения:

а) химического элемента; б) простого вещества?

29. Как часто в этой теме вы выполняли задания, в которых шла речь о химических явлениях?

Встречались ли вам задания, в которых говорилось о физических явлениях? Если нет, то приведите примеры физических явлений, которые могут происходить с серой и ее соединениями.

________________________________________________________________

1 Условные обозначения: М — металл; неМ — неметалл.






загрузка...
загрузка...
загрузка...