загрузка...


НАСТОЛЬНАЯ КНИГА УЧИТЕЛЯ ПО ХИМИИ 9 КЛАСС - поурочные разработки

Приложения

1. Формирование приемов умственной деятельности у учащихся в курсе химии 9 класса

Алюминий

1. В каждом задании имеется две пары слов (слово и обозначение). Между словами (словосочетаниями, обозначениями) первой пары существует определенная связь. Такая же смысловая связь объединяет и вторую пару слов. Известно только первое слово второй пары. Подберите для него второе слово (обозначение) из тех, которые записаны в скобках.

Поясните, почему одна пара похожа на другую.

а) магний — 2ē

алюминий — (2ē, 3ē, 13ē);

б) натрий — +1

алюминий — (+13, +3, +5);

в) кислород — воздух

алюминий — (оксид алюминия, дюралюминий, провод).

2*. Назовите вещества, которые имеют указанные в задании и противоположные свойства:

а) пластичное; б) проводит электрический ток.

3. Найдите в таблице 6 клетки, соответствующие обусловленности применения алюминия его свойствам. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из природных соединений алюминия. Составьте уравнения реакций, характеризующих химические свойства алюминия, перечисленные в таблице. Рассмотрите их с точки зрения теории окислительно-восстановительных реакций.

Подумайте, почему в некоторых клетках стоят *.

4. Выпишите из текста 3 формулы веществ, проявляющих амфотерные свойства, и назовите их.

Распределите выписанные формулы на две равные группы. Имеет ли задание единственное решение? Ответ поясните.

Текст 3

Таблица 6

Свойства алюминия

Области применения

Изготовление проводов

Производство бенгальских огней

Алюминотермия

Изготовление

фольги

Самолетостроение

Сварка стальных

изделий

Производство посуды

Пластичен

*

Р

П

Г

*

В

*

Устойчив к коррозии

*

А

Т

Л

*

Ф

И

Взаимодействует с оксидами металлов

У

К

Н

С

Б

О

А

Легкий

*

В

П

Г

3

Ф

*

Проводит электрический ток

Ё

И

С

А

Н

Б

К

Порошок сгорает ослепительными вспышками

П

М

Ю

В

К

Т

А

image79

5. На рисунке изображены пересекающиеся понятия. В круг 1 входят вещества, проявляющие основные свойства, а в круг 2 — вещества, проявляющие кислотные свойства. Разместите в этих кругах формулы: Na2О, Аl(ОН)3, Na2SO4, КОН, ZnO, SO3, Аl2O3, CaO, N2O5, Mg(OH)2, Zn(OH)2, H2CO3.

6. Составьте классификационное дерево (схему классификации), отражающее многообразие веществ, образуемых алюминием.

7*. В таблице 7 записаны формулы веществ. Пройдите, составив соответствующую схему реакций, от одного указанного в задании вещества к другому. Покажите различные пути:

а) от алюминия до гидроксида алюминия;

б) от оксида алюминия до алюмината натрия.

Таблица 7

Аl2O3

Аl

Аl(ОН)3

Al2(SO4)3

АlСl3

Na3AlO3

Запишите уравнения реакций по составленным схемам.

Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и ТЭД.

8*. Перед вами пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят реакции, характеризующие свойства соединений алюминия, а в круг 2 — качественные реакции на катионы. Разместите в них следующие химические реакции:

image81

Заполнена ли область пересечения? Подберите химические реакции, входящие в нее. Составьте для них полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Назовите признаки и условия проведения записанных реакций.

9. (—) Составьте предложения, относящиеся к теме «Природные соединения алюминия», которые включали бы в себя три слова (словосочетания), указанные в задании.

Примечание. Можно изменять падеж слов и использовать другие слова:

а) глина, полевые шпаты, земная кора;

б) рубины, наждак, сапфиры.

10. В текстах скольких заданий этой темы слово «алюминий» используется для обозначения:

а) химического элемента; б) простого вещества?

11. Как часто в этой теме вы выполняли задания, в которых шла речь о химических явлениях?

Встречались ли вам задания, в которых говорилось о физических явлениях? Если нет, то приведите примеры физических явлений, которые могут происходить с алюминием и его соединениями.






загрузка...
загрузка...