загрузка...


НАСТОЛЬНАЯ КНИГА УЧИТЕЛЯ ПО ХИМИИ 9 КЛАСС - поурочные разработки

Приложения

1. Формирование приемов умственной деятельности у учащихся в курсе химии 9 класса

Обучение химии носит развивающий характер. Развитие учащихся — процесс непрерывный и многосторонний. Он предполагает развитие знаний учащихся, их умений, мышления, познавательного интереса, самостоятельности, творческих способностей и т. д.

К важным условиям развития учащихся следует отнести обучение их на конкретном учебном материале приемам мышления, или, как их называют психологи, приемам умственной деятельности: анализу, синтезу, обобщению, конкретизации, классификации и т. д. Учащиеся, овладевшие этими приемами, глубже и быстрее усваивают знания по предмету, легче и более самостоятельно устанавливают взаимосвязи в учебном материале, делают обобщающие выводы.

Нами разработана система заданий на сравнение, обобщение и конкретизацию, классификацию, комбинирование, поиск закономерностей, умозаключение по аналогии, на развитие распределения, устойчивости и концентрации внимания.

Содержание заданий определяется требованиями к уровню подготовки учащихся основной школы.

Степень сложности заданий различна и возрастает постепенно. Последовательность их предъявления определяется построением курса химии 9 класса (Габриелян О. С. Программа курса химии для 8—11 классов общеобразовательных учреждений // Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8—11 кл. / Сост. Н, И. Габрусева, С. В. Суматохин. — М.: Дрофа, 2000. — С. 59—106) и особенностями процесса формирования приемов умственной деятельности.

Предложенные задания могут быть неоднократно использованы при объяснении, самостоятельном изучении по учебнику, закреплении, обобщении и систематизации учебного материала; при опросе (см. таблицу1).

Их можно выполнять как на уроке, так и во внеурочное время (домашние задания и внеклассная работа).

Тема

Учебные задания, используемые при

объяснении нового

самостоятельном изучении по учебнику

закреплении

обобщении и систематизации учебного материала2

Щелочные металлы

1, 2

4, 5, 6, 7, 8, 10, 11

3, 9

Магний и щелочноземельные металлы

1, 2

8

5, 6, 7, 10, 11

3, 4, 9

Алюминий

1, 5

9

3, 5, 7, 10, 11

2, 4, 6, 8

Железо

1

3, 5, 8, 9

2, 4, 6, 7, 10

Подгруппа кислорода

1, 2, 19, 25

6, 12

3, 7, 10, 11, 15, 16, 20, 26, 27, 28, 29

5, 8, 9, 13, 14, 17—24

Подгруппа азота

1, 2, 4, 15

5, 9, 11, 24

3, 7, 8, 9, 12, 16, 17, 21, 22, 23, 25, 27

10, 13, 14, 18—20, 26

Подгруппа углерода

1, 2

3, 4, 5, 8, 10, 17

5, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 20, 21

6, 7, 9, 19

Среди предложенных много заданий, имеющих не одно решение, а несколько (ответы к ним помечены звездочкой). При их использовании важно создать обстановку, в которой учащиеся смогут высказать все возможные варианты. Учитель должен сформировать установку на то, что не стоит ограничиваться одним-единственным — правильным решением, а надо искать их множество.

Далее мы рассмотрим методические рекомендации к использованию некоторых видов заданий.

Затруднения у учащихся могут вызвать задания, в которых необходимо составить таблицу, показывающую применение каких-либо веществ. Для выполнения таких заданий можно предложить следующий план:

1. По вертикали — первый столбик — записать формулы или названия веществ (каждое с новой строчки).

2. По горизонтали — первая строчка — записать области применения веществ, перечисленных в первом столбике (каждую область применения в новый столбик).

3. Отметить и подсчитать клетки-пересечения, соответствующие правильным ответам.

4. Подобрать число, которое каким-либо образом связано с изучаемой темой (относительная атомная масса какого-либо элемента, относительная молекулярная масса какого-либо вещества и т. п.).

5. Разложить выбранное число на слагаемые, количество которых равно подсчитанному в пункте 3.

6. Записать слагаемые в отмеченные ранее клетки.

7. Заполнить оставшиеся клетки-пересечения числами, отличными от выбранных слагаемых.

8. Сформулировать задание, которое необходимо выполнить по полученной таблице.

Немного другой план используется при составлении таблицы, в которой показана зависимость применения вещества (веществ) от свойств (физических и (или) химических):

1. Составить для конкретного вещества пары «свойство — применение», воспользовавшись материалом из учебника и (или) из дополнительной литературы.

2. По вертикали — первый столбик — записать свойства веществ (каждое с новой строчки).

3. По горизонтали — первая строка — записать области применения свойств, указанных в первом столбике.

4. Отметить и подсчитать клетки-пересечения, соответствующие правильным ответам.

5. Подобрать какой-либо химический термин, связанный с изучаемой темой, в котором число букв равно полученному в пункте 4.

6. Записать буквы выбранного слова в отмеченные ранее клетки, начиная с верхней строчки слева направо.

7. Заполнить оставшиеся клетки-пересечения любыми буквами (необходимо следить за тем, чтобы в столбиках и строчках не получалось каких-либо слов).

8. Сформулировать задание, которое необходимо выполнить по полученной таблице.

Для того чтобы учащиеся правильно выполняли задания на классификацию, необходимо ознакомить их с рядом правил.

1. Правила составления классификационного дерева:

а) каждое понятие обозначают точкой, рядом с которой записывают понятие или его условное обозначение;

б) более общее понятие располагают над менее общими;

в) обозначения нижестоящего уровня соединяют с обозначением вышестоящего уровня (нижестоящие — видовые понятия, вышестоящие — родовые понятия).

2. Правила проведения классификации:

а) в классификации следует применять только одно основание.

Под основанием классификации понимается признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы. Одни и те же объекты можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак берется за основание классификации;

б) объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса.

Это значит, что все объекты, которые даны в задании, должны быть отнесены к какому-либо классу;

в) члены классификации должны взаимно исключать друг друга: никакой объект не может быть отнесен к каким-либо двум классам;

г) деление на классы должно быть непрерывным: необходимо указывать все классы, не пропуская ни одного из них.

В некоторых заданиях предлагается отобразить результаты классификации с помощью круговых схем (этот способ более наглядно показывает отношения между понятиями), поэтому учащиеся должны знать следующие правила:

1) все понятия изображаются в виде кругов;

2) наиболее общее (родовое) понятие изображается кругом большего размера, а менее общие (видовые) понятия изображаются кругами меньшего размера. При этом круги видовых понятий рисуются внутри круга родового понятия, так как видовые понятия входят в родовые.

Задания на пересечение понятий, изображенных с помощью круговых схем, также нуждаются в комментариях.

Учитель называет два пересекающихся понятия (например, «окислительно-восстановительные реакции» и «реакции соединения») и предлагает изобразить их с помощью круговых схем. Если ученики не могут выполнить задание или выполняют его неправильно (изображают круги один в другом или независимо друг от друга), то необходимо объяснить, как следует рассуждать.

Образец рассуждения: реакции соединения могут быть окислительно-восстановительными, но они могут протекать и без изменения степени окисления. Значит, понятие «реакции соединения» не может полностью войти в понятие «окислительно-восстановительные реакции». Рассмотрим понятие «окислительно-восстановительные реакции». Среди них могут быть реакции соединения, но могут быть и реакции других типов. Следовательно, и понятие «окислительно-восстановительные реакции» не может полностью войти в понятие «реакции соединения». Как же это показать графически? Очень просто. Достаточно изобразить круги, обозначающие эти понятия, пересекающимися, как показано на рисунке. Один круг обозначает понятие «реакции соединения», а другой— понятие «окислительно-восстановительные реакции». Все реакции соединения, которые не являются окислительно-восстановительными, находятся в той части круга, которая обозначена цифрой 1.

Все окислительно-восстановительные реакции, которые не являются реакциями соединения, тоже имеют свое место — это место обозначено цифрой 2. А все реакции соединения, которые также являются окислительно-восстановительными, имеющие отношение одновременно к двум понятиям, находятся в области пересечения двух кругов — цифра 3.

image67

Задания на составление схем реакций по таблице могут быть выполнены несколькими способами. Можно предложить учащимся:

1) составить генетический ряд, отражающий все особенности химии соединений указанного в задании химического элемента (для этого можно воспользоваться учебником, дополнительной литературой);

2) использовать составленный учителем в общем виде генетический ряд указанного химического элемента, в котором учтены все особенности химии его соединений;

3) выполнить требование задания «наоборот», т. е.:

• на листе справа записать вещество, которое надо получить по условию;

• левее выписать формулы встречающихся в таблице веществ, из которых можно получить вещество, указанное в условии;

• повторять предыдущий пункт до тех пор, пока левая формула будет соответствовать тому веществу, от которого нужно было начинать схему.

При использовании заданий на составление предложений необходимо, с одной стороны, стимулировать большее число ответов, с другой — поощрять более точные, лаконичные предложения. Обязательное условие эффективного применения этого задания — сопоставление и обсуждение учащимися и учителем всех ответов и развернутое обоснование, почему именно то или другое предложение понравилось или не понравилось. Можно подбирать группы слов таким образом, чтобы в результате получился развернутый рассказ по какой-либо теме.

При выполнении заданий на подбор аналогичных веществ (реакций, явлений), комбинирование особенно важно показать учащимся необходимость выполнения требования систематизации, объяснить, что это позволяет более полно изучить рассматриваемый объект, установить его связи с другими объектами, иногда очень непохожими на первый взгляд.

Данный комплекс заданий ни в какой мере не исключает и не подменяет применения на уроках других средств обучения. Мы считаем, что в разных разделах курса, на каждом уроке целесообразно использовать все возможные средства обучения, соответствующие содержанию материала.

___________________________________________________________________

1 Нумерация производится по предлагаемому комплексу заданий.

2 Практически все задания можно использовать для контроля знаний.

Щелочные металлы1

1. Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам составлены следующие группы:

а) литий, рубидий;

image68

Допишите по два примера к каждой группе.

2. В таблице 1 записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. И. Менделеева.

Запишите и назовите символы химических элементов в порядке увеличения металлических свойств.

Попробуйте выполнить задание, не пользуясь Периодической системой.

Таблица 1

55 Cs

19 К

11 Na

37 Rb

3 Li

Какие еще свойства атомов указанных химических элементов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности?

3*. Назовите как можно больше веществ, обладающих перечисленными в задании свойствами:

а) серебристо-белое, имеет характерный блеск;

б) белое, гигроскопичное.

Какими физическими свойствами необходимо дополнить предложенный список, чтобы различить названные вами вещества?

4. Просмотрите текст 1. Выпишите формулы бинарных соединений, образованных щелочными металлами. Назовите вещества.

Текст 1

image71

Запишите уравнения реакций образования подчеркнутых соединений из простых веществ.

5. Рассмотрите рисунок 1, изображающий пересекающиеся понятия.

Как можно назвать вещества, входящие в круг 1, круг 2 и область пересечения?

Сосчитайте:

а) сколько соединений натрия здесь записано;

б) сколько веществ, образованных кислородом;

в) сколько веществ содержат и натрий, и кислород.

6. Рассмотрите рисунок 2, изображающий пересекающиеся понятия.

Как можно назвать вещества, входящие в круг 1, круг 2 и область пересечения?

Сосчитайте:

а) сколько соединений калия здесь записано;

б) сколько веществ, проявляющих основные свойства;

в) сколько соединений калия, проявляющих основные свойства.

Объясните, почему некоторые формулы не вошли ни в один из кругов.

7*. Перед вами таблица 2 с формулами веществ. Пройдите, составив соответствующую схему реакций, от одного указанного в задании вещества к другому. Покажите различные пути:

а) от Na до NaOH;

б) от Na2О до Na2SО4.

Таблица 2

Na2О

Na

NaCl

Na2О2

NaOH

Na2SО4

Запишите уравнения реакций по составленным схемам. Рассмотрите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и теории электролитической диссоциации.

8. (—) Составьте предложения, относящиеся к теме «Правила техники безопасности при работе со щелочами», которые включали бы три слова, указанные в задании.

Примечание. Можно изменять падеж слов и использовать другие слова:

а) щелочь, мылкость, ожог;

б) пинцет, вода, нейтрализовать.

9. Запишите формулы веществ: сульфата натрия, натрия, гидроксида натрия, хлорида натрия, гидрокарбоната натрия, оксида натрия, расставив их на соответствующие места в схеме, отражающей классификацию неорганических веществ.

Схема 1

Вся ли схема заполнена? Объясните причину.

10. В текстах скольких заданий этой темы словосочетание «щелочные металлы» используется для обозначения химических элементов?

11. Как часто в этой теме вы выполняли задания, в которых шла речь о химических явлениях?

Встречались ли вам задания, в которых говорилось о физических явлениях? Если нет, то приведите примеры физических явлений, которые могут происходить с щелочными металлами и их соединениями.

_________________________________________________________________

1 Условные обозначения:

* — у задания есть несколько вариантов решения;

(—) — задание не имеет ответа.






загрузка...

загрузка...