загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ХИМИИ 11 класс

Тема V. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА

Урок 50. Неметаллы

Цели урока: обобщить сведения об особенностях строения атомов неметаллов; научить определять степени окисления; закрепить знание особенностей строения, физических и химических свойств простых веществ — неметаллов; закрепить умение составлять уравнения химических реакций, характеризующих свойства неметаллов.

Основные понятия: неметалличность, ковалентная связь, атомная и молекулярная кристаллическая решетка, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление; электроотрицательность, аллотропия.

Оборудование: таблицы «Химическая связь», «Кристаллические решетки»; модели кристаллических решеток; неметаллы: S, Si; Р (красный); Br2; Ki; Zn, HCl, СuО; прибор для получения газа.

Ход урока

I. Организационный момент

Постановка целей и задач урока.

II. Проверка правильности выполнения домашнего задания

Учитель акцентирует внимание учащихся на условиях задач, в которых предложены разные типы: задачи на «избыток» и «недостаток» — № 28, 30; задачи на смеси — № 31, 32.

В целях экономии времени урока на кодотранспоранте предложить учащимся сверить решения задач № 28, 29, 30. Решение задач на смеси: № 31 и 32 — учитель объясняет учащимся.

Задача № 28

моль железа требуется, а дано 0,25 моль Fe в избытке. СuСl2 — недостаток, расчет ведем по недостатку.

Задача № 29

Задача № 30

Задача № 31.

Краткое условие:

Решение:

Из уравнения «а»

Т. к. реакция «б» не дает водорода, то сразу определяем WMg в смеси

Ответ: WMg в смеси = 75 %.

Задача № 32.

Краткое условие:

Примем

Составляем уравнение 56х + 24у = 8.

4) система уравнений

Решаем систему уравнений:

х = 0,1 моль, mFe = 5,6 г.

У = 0,1 моль, mMg = 2,4 г.

Ответ: mFe = 5,6 г; mМе = 2,4 г.

(Учащимся предлагается решить задачу № 38 дома.)

III. Изучение нового материала

План изложения

1. Химические элементы — неметаллы:

а) Положение элементов — неметаллов в ПСХЭ Д. И. Менделеева.

б) Особенности строения атомов неметаллов. Возможные степени окисления. Изменение неметалличности в периодах и в группах главных подгрупп.

в) Электроотрицательность (ЭО). Изменение ЭО в периоде и в группах главных подгруппах ПСХЭ с увеличением заряда ядра атома.

2. Простые вещества — неметаллы:

а) Химическая связь, кристаллические решетки.

б) Физические свойства неметаллов; аллотропия.

в) Химические свойства неметаллов.

г) Получение и применение.

В ПСХЭ неметаллы расположены справа и вверх от диагонали, проведенной от бора к астату. То есть они расположены в главных подгруппах III, IV, V, VI, VII, VIII групп. На внешнем энергетическом уровне атомы неметаллов имеют электронов четыре и более четырех. Водород и гелий — это s-элементы, все остальные неметаллы — это p-элементы. Инертные газы имеют завершенный внешний энергетический уровень, все остальные атомы неметаллов имеют внешний энергетический уровень близкий к завершению. До устойчивости они принимают недостающее количество электронов, приобретая тем самым сходство с внешним энергетическим уровнем инертных газов. Октет — 8 электронов, у Не (гелия) два.

В периодах с увеличением заряда ядра атома элемента увеличивается количество электронов внешнего энергетического уровня, вследствие чего атомный радиус атома уменьшается, усиливается неметалличность — способность принимать электроны. В группах, главных подгруппах с увеличением заряда ядра атома увеличивается количество энергетических уровней, т. е. возрастает атомный радиус атома, а количество электронов на внешнем энергетическом уровне остается неизменным. К концу группы главной подгруппы неметалличность уменьшается.

Способность принимать электроны — это проявление окислительных свойств атомов элементов. Таким образом, окислительные свойства неметаллов усиливаются к концу периода и к началу группы главной подгруппы.

Для количественной характеристики используется важное понятие электроотрицательность (ЭО). Максимальное значение ЭО имеет F, оно равно 4. Это самый неметаллический элемент, сильнейший окислитель.

У остальных неметаллов значение ЭО изменяется от 2 до 4 и в соответствии с этими значениями они располагаются в ряду ЭО (форзац учебника, с. 229).

Сравнивая значения ЭО неметаллов, делаем вывод, что один и тот же элемент в зависимости от расположения в ряду ЭО по отношению к одним элементам проявляет себя как окислитель, к другим — как восстановитель.

Пример: S — сера, проявляет окислительные свойства по отношению к левее расположенным элементам; в ряду ЭО S проявляет восстановительные свойства по отношению к элементам, правее расположенным в ряду ЭО.

Возможные С.О. неметаллов зависят от особенности строения атомов в основном и в возбужденном состоянии.

Пример: Р — фосфор.

Основное состояние:

Р + 15; 1s22s22p63s23p33d0

До устойчивости внешнего энергетического уровня атом фосфора принимает 3е-.

С.О. -3, минимальная. Р — окислитель. Может отдать 3е-.

С.О. +3 промежуточная. Р — восстановитель и окислитель.

У атома фосфора на третьем энергетическом уровне возможно открытие d-подуровня и в возбужденном состоянии возможно распаривание 3s2-электронов за счет энергии извне (например на свету).

восстановитель.

С.О. +5, максимальная, она соответствует номеру группы.

Вывод: В зависимости от строения атома неметаллы могут принимать С.О. минимальную, максимальную и промежуточные. Принимая минимальную С.О., они выступают как окислители: Принимая максимальную С.О., они выступают как восстановители:

Атомы-неметаллы образуют молекулы простых веществ, как правило, двухатомные. Химическая связь — ковалентная неполярная кристаллические решетки могут быть атомные и молекулярные.

Пример:

Н2 — водород, O2 — кислород; Сl2 — хлор; I2— йод, С — алмаз;

Н2, O2, Сl2 — газы, молекулярные кристаллические решетки;

I2 — твердое вещество;

С — алмаз — атомная кристаллическая решетка.

Атомы-неметаллы, имеющие несколько неспаренных электронов, могут образовывать несколько молекул простых веществ. Такое явление называется аллотропией, а простые вещества — аллотропными видоизменениями.

Пример:

O2 — кислород, O3 — озон;

S8 — сера кристаллическая, Sn — сера пластическая;

Р — красный фосфор, Р4 — белый фосфор;

С — углерод, алмаз, графит, карбин, фуллерены.

Чем больше в атоме неспаренных электронов, тем больше возможность образования аллотропных видоизменений.

Физические свойства неметаллов и металлов значительно различаются.

Например, цвет: I2 — фиолетовый (пары), черный с металлическим блеском (тв.); Вr2 — бурый; Р4 — бледно-желтый, Р — красный; O2 (жидк.) — голубой; Сl2 (газ) — зеленый.

В зависимости от типа кристаллической решетки у неметаллов могут быть и общие, и отличительные физические свойства. Газообразные неметаллы, жидкий бром, кристаллы — диэлектрики, кристаллы — непластичны; большинство неметаллов имеют металлический блеск: I2, Si, С (графит).

Химические свойства неметаллов следует рассматривать как окислительно-восстановительные, согласно их ЭО. Однако по отношению к водороду и металлам они все окислители.

Пример:

В обоих случаях S — сера — окислитель.

Сl20 — хлор, окислитель.

N20 — азот, окислитель:

Если рассматривать взаимодействие неметаллов друг с другом, то следует учитывать их ЭО. Пример:

N2 — азот, восстановитель:

Неметаллы взаимодействуют и со сложными веществами — неорганическими и органическими, выступая как окислители или восстановители.

Эксперимент: Неметаллы-окислители.

б) реакция горения:

O2 — окислитель.

O2 — окислитель.

Сl2 (хлор) — окислитель.

Эксперимент: Неметаллы-восстановители.

Н20 — восстановитель,

Н20 — восстановитель.

Н2 - восстановитель.

В заключение учитель с учащимися составляет таблицу.

Химические свойства неметаллов

Неметаллы

Окислители

Восстановители

а) + металлы

б) + неметаллы с меньшей ЭО

в) + сложные вещества (оксиды, кислоты, соли, водородные соединения, органические вещества)

а) + неметаллы с большей ЭО

б) + сложные вещества (соли, оксиды, кислоты, органические соединения)

Получение неметаллов:

а) Электролиз расплавов солей:

галогениды:

б) Вытеснение из солей более активным галогеном:

в) Из жидкого воздуха: O2; N2; O3;

г) В природе: С, S;

д) S — кремний из SiO2:

е) Р — фосфор

ж) Se — селен и Те — теллур из отходов производства серной кислоты в виде примесей в составе руды FeS2.

з) Н2 — конверсия метана:

водород:

и) В — бор:

III. Домашнее задание

§ 19 до с. 236, № 3, 5, с. 242, задача № 12.

IV. Закрепление

Выполнить задание № 10, с. 242.

Выполняют: I ряд — «а)», II ряд — «б)». III ряд — «в)».





загрузка...
загрузка...