загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ХИМИИ 11 класс

Тема IV. ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ. РАСТВОРЫ. ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В РАСТВОРАХ

Урок 37. Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по теме “Гидролиз. Реакции ионного обмена”»

Цели урока: совершенствовать навыки в выполнении химического эксперимента, соблюдая правила ОТ и ТБ; закрепить умение подтверждать теоретические знания химическим экспериментом.

Оборудование: набор реактивов на каждый стол (где имеются кислоты, щелочи, соли, индикаторы); задание практической работы на два варианта.

Ход урока

I. Организационный момент

Инструктаж учащихся по теоретической работе, ТБ и ОТ выполнения работы.

II. Выполнение работы по вариантам

Вариант I

Вариант II

1. Провести эксперимент между растворами электролитов. Отметить наблюдаемые явления. Дать обоснованный ответ.

а) карбонат натрия и серная кислота

б) гидроксид натрия и сульфат цинка

а) хлорид бария и сульфат железа (II)

б) карбонат калия и соляная кислота

Уравнения реакций составить в молекулярном общем и кратком ионном виде.

2. Исследуйте индикаторами растворы солей.

а) сульфат цинка

б) нитрат калия

в) карбонат натрия

а) сульфат натрия

б) хлорид железа(III)

в) сульфит калия

Объяснить наблюдаемые явления. Составить уравнения гидролиза в молекулярном и ионном виде.

3. Что происходит при сливании растворов электролитов?

Хлорида алюминия и карбоната натрия.

При приливании избытка АlСl3 или избытка Na2CO3

В раствор хлорида цинка поместили гранулу цинка.

При приливании HCl или избытка ZnCl2

III. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе № 3 по теме «Химические реакции. Дисперсные системы. Процессы, происходящие в растворах».

Ответы на задания практической работы

Вариант I

Наблюдается выделение газа и воды.

Реакция ионного обмена идет до конца, т. к. образуются газ и иода — слабый электролит.

Наблюдается выпадение осадка студенистого, белого, полупрозрачного.

Реакция ионного обмена идет до конца, т. к. образуется осадок, очень слабый электролит.

2. Результат наблюдений:

ZnSO4

KNO3

Na2CO3

Основание

Слабое

Сильное

Сильное

Кислота

Сильная

Сильная

Слабая

рн

< 7

7

> 7

Среда

Кислотная

Нейтральная

Щелочная

Универсальный индикатор

Розовый

Зеленый

Синий

Фенолфталеин

Малиновый

Синий лакмус

Красный

Фиолетовый

Синий

Метилоранж

Розово-красный

Оранжевый

Желтый

среда кислотная, гидролиз по катиону

среда щелочная, гидролиз по аниону

KNO3 — гидролиза нет, т. к. соль образована сильным основанием и сильной кислотой.

3. При сливании растворов АlСl3 и Na2CO3 происходит совместный гидролиз.

Наблюдается выделение газа, если в избытке берем АlСl3; если в избытке берем Na2CO3 — то газ и осадок.

Вариант II

выпадет белый осадок

Реакция ионного обмена идет до конца, т. к. образует осадок,

наблюдается выделение газа и воды

Реакция ионного обмена идет до конца, т. к. образуется газ и вода.

2. Результат наблюдений:

Na2SOl

FeCI3

K2SO3

Основание

Сильное

Слабое

Сильное

Кислота

Сильная

Сильная

Слабая

pH

7

< 7

> 7

Среда

Нейтральная

Кислотная

Щелочная

Универсальный индикатор

Зеленый

Розовый

Синий

Фенолфталеин

Малиновый

Синий лакмус

Фиолетовый

Красный

Синий

Метилоранж

Оранжевый

Розово-красный

Желтый

Na2SO4 — нет гидролиза, соль образована сильным основанием и сильной кислотой.

кислотная среда, гидролиз по катиону.

среда щелочная, гидролиз по аниону.

При добавлении Zn, среда кислая, наблюдается выделение водорода.

При добавлении НСl, ослабляется гидролиз ZnCl2 и скорость иыделения газа уменьшается. При добавлении ZnCl2, гидролиз усиливается, скорость выделения газа возрастает.






загрузка...
загрузка...