загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ХИМИИ 11 класс

Тема IV. ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ. РАСТВОРЫ. ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В РАСТВОРАХ

Урок 33. Теория электролитической диссоциации. Свойства растворов электролитов

Цели урока: углубить и обобщить знания, основные понятия электролитической диссоциации; научить применять их в составлении уравнений диссоциации, реакций ионного обмена; дать представление об универсальности теории электролитической диссоциации, применении ее для неорганической и органической химии.

Основные понятия: электролиты, неэлектролиты, диссоциация, ассоциация, гидратированные ионы, катионы, анионы, сильные, слабые электролиты, степень электролитической диссоциации, константа диссоциации.

Оборудование: кодотранспорант или распечатанные вопросы теста на столе, опорный конспект, лекция.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок комбинированный. На уроке предусмотрена самостоятельная работа в момент изучения нового материала — тестовое задание, в ходе обсуждения которого обобщаются сведения по теории электролитической диссоциации.

Решение расчетных задач на количественную характеристику растворов.

II. Самостоятельная работа

Вариант I

Вариант II

Решение задач вариантов

Вариант I

Вариант II

II. Изучение нового материала

План изложения

1. Работа учащихся с заданиями теста на кодотранспоранте по теме «Электролитическая диссоциация» с целью воспроизведения знаний учащихся.

2. Основные понятия теории электролитической диссоциации:

а) электролит и неэлектролит;

б) сильные и слабые электролиты;

в) степень диссоциации, константа диссоциации.

3. Диссоциация кислот, солей, оснований.

4. Реакции ионного обмена.

В 9 классе тема ТЭД нами была изучена. На данном уроке нам предстоит вспомнить узловые теоретические вопросы данной темы, «крепить основные понятия ТЭД, а также умение составлять уравнения диссоциации электролитов и реакции ионного обмена.

Вначале поработаем с тестом на кодотранспоранте (или: вопросы теста напечатаны в расчете один экземпляр на каждую парту).

1. Какие вещества называются электролитами, неэлектролитами?

а) выбрать электролиты: азот, хлорид калия (р-р), азотная кислота (Р), углекислый газ, сахароза;

б) выбрать неэлектролиты: глюкоза, хлорид цинка, спирт.

2. Дать определение диссоциации. Это процесс обратный?

3. Соотнести схемы диссоциации вещества:

Что показывает степень электролитической диссоциации?

Выберите формулы а) сильных электролитов, б) слабых электролитов:

Fe(OH)3; HNO3; ВаСO3; Са3O4)2; Na2S; КОН; Н3РO4; NH4OH.

4. Выбрать и назвать а) катионы и б) анионы:

5. Какие вещества при диссоциации образуют силикат-ионы?

a) CaSiO3; б) Na2SiO3; в) H2SiO3; г) SiO2.

6. Какие вещества при диссоциации образуют катионы магния?

a) MgCl2; б) Mg3(PO4)2; в) MgO; г) Mg(NO3)2.

7. В растворах каких веществ присутствует избыток:

а) катиона водорода;

б) гидроксид-аниона вещества: соли? кислоты? щелочи?

8. Дать определение кислотам, солям, щелочам с точки зрения теории электролитической диссоциации.

9. Из предложенных формул веществ Fe2(SO4)2, Ва(ОН)2, Na2SiO3, H2SO4 выберите вещества, которые диссоциируют по схемам:

— катион металла;

— кислотный остаток;

10. Что показывает степень электролитической диссоциации?

11. Даны растворы электролитов:

а) NaOH и H2SO4;

б) Ba(NO3)2 и НСl;

в) AgNO3 и NaBr;

г) Na2CO3 и НСl.

Возможны ли между ними реакции ионного обмена?

12. Соотнесите сокращенные ионные уравнения реакций:

с левой частью молекулярных уравнений:

В ходе обсуждения ответов на вопросы учитель вводит дополнения по некоторым вопросам.

1. Электролиты — вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток. Как правило, это соединения с ионной связью и с ковалентной полярной связью:

KCl — ионная связь; HNO3- — между Н+ и NO3 — ионная связь.

Неэлектролиты — вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток (органические соединения, газы):

С6Н12O6 — глюкоза, С2Н5ОН — этанол, спирт.

2. Диссоциация — распад электролита на ионы при растворении или расплавлении. Это процесс обратимый.

Процесс, обратный диссоциации, называется ассоциацией.

3. Показан механизм диссоциации:

а) веществ с ионной связью:

б) веществ с ковалентной полярной связью:

«диполь воды» поляризует связь, она становится ионной:

4. Катионы: Na+ — катион натрия; Са2+ — катион кальция; NH4+ — катион аммония.

Анионы: МnО4- — перманганат-анион; РO43- — фосфат-анион; NO2- — нитрит-анион; HCO3- — гидрокарбонат-анион.

7. а) в растворах кислот:

б) в растворах щелочей:

8. Кислоты — электролиты, в растворах которых представлены в качестве катионов только катионы водорода:

Щелочи — электролиты, в растворах которых представлен в качестве анионов. Только гидроксид-анионы:

Соли — электролиты, в растворах которых при диссоциации образуются катионы металлов (или ион аммония) и анионы кислотных остатков.

9. — основание

— кислота

— соль средняя

— соль средняя

10. Степень электролитической диссоциации а показывает процент молекул, продиссоциированных к общему количеству молекул электролита:

а) электролиты сильные, α 1. HNO3; Na2S; КОН. В их растворах равновесие полностью смещается в сторону прямой реакции:

б) электролиты слабые, α 0. ВаСO3; Fe(OH)3; Са3O4)2; Н3РO4; NH4OH; Н2СO3.

Многие диссоциируют ступенчато.

В растворах слабых электролитов равновесие смещается в сторону образования молекул, т. е. в сторону обратной реакции.

Для характеристики слабых электролитов используют константу диссоциации по каждой ступени

Константа диссоциации есть отношение произведения равновесных концентраций катионов и анионов, возведенных в степени коэффициентов равновесных концентраций, к концентрации непродиссоциированных молекул, Kд зависит от природы электролита, природы растворителя, температуры, но не зависит от концентрации. Иногда Kд вычисляют, используя концентрацию и степень диссоциации:

Пример:

при = 25° С

Итак, чем больше Кд, тем легче идет распад электролита на ионы, тем больше ионов в его растворе, тем сильнее электролит.

11. Реакции ионного обмена необратимы, если образуются осадок, газ, вода, слабый электролит:

- уравнение молекулярного вида

- общий ионный вид

- слабый электролит воды; уравнение краткого ионного вида

— реакция ионного обмена не имеет смысла

Ионы могут вступать в реакции окислительно-восстановительного взаимодействия с атомами, молекулами.

Обобщения и выводы по уроку.

IV. Домашнее задание

§ 15, с. 148-151, 154-155.

N° 1—2 (у). Следующие задания выполнить на отдельном листе по вариантам, на оценку.

Вариант I

№ 3

№ 8 (а, б, в, ж)

№ 9 (а, в, д)

№ 10 (а, в, б, з)

Вариант II

№ 4

№ 8 (г, д, е, з)

№ 9 (б, е, б)

№ 10 (д, г, е, ж)






загрузка...

загрузка...