загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ХИМИИ 11 класс

Тема III. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

Урок 24. Урок упражнений в составлении уравнений ОВР

Цели урока: совершенствовать умения и навыки в составлении ОВР методом электронного баланса, дать представление о составлении ОВР подстрочным и электронно-ионным методом.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка знаний учащихся

Выполнение домашнего задания у доски.

image211

Устный опрос учащихся по следующим вопросам (кодотранспорант).

Теоретическая часть

1. Какие реакции называются окислительно-восстановительными?

2. Что называется процессом восстановления? Как изменяется С.О. элемента при восстановлении?

3. Что называется процессом окисления? Как изменяется С.О. элемента при окислении?

4. Определение понятия «восстановитель».

5. Определение понятия «окислитель».

6. Какие типы ОВР знаете?

7. Как предсказать функцию вещества по С.О. элемента?

8. Какие важнейшие окислители и восстановители известны?

Практическая часть

9. Какие из перечисленных ниже процессов представляют собой: окисление (о-е), какие — восстановление (в-е). Определите число отданных или принятых электронов.

image212

10. Что происходит со С.О. восстановителя? Окислителя?

11. Предскажите функции следующих веществ в ОВР.

a) H2SO4; б) SO2; в) S; г) H2S.

а) — окислитель, т. к. элемент сера проявляет максимальную С.О.

б) — окислитель и восстановитель, т. к. элемент сера проявляет промежуточную С.О.

в) — восстановитель, т.к. элемент сера проявляет минимальную С.О.

12. Составить уравнения ОВР методом электронного баланса.

image213

II. Самостоятельная работа

Вариант I

Вариант II

image214

image215

Ответы на вопросы самостоятельной работы

image216

image218

Межмолекулярная ОВР

image217

image219

Межмолекулярная ОВР

image220

image222

Межмолекулярная ОВР

image221

image223

Межмолекулярная ОВР

image224

Межмолекулярная ОВР

image225

Реакция диспропорционирования

II. Дополнительная информация

В оставшееся время урока следует ознакомить учащихся с подстрочным методом составления ОВР. Этот метод позволяет экономить время составления ОВР при выполнении тестовых заданий.

Задание: Определить сумму коэффициентов в уравнении ОВР.

image226

1) Определить С.О. всех элементов

2) С учетом индексов, определить количество принятых и отданных электронов элементами.

3) Под формулой в уравнении поставить число отдельных или принятых электронов:

а) — С.О. понизилась, принято 6 электронов;

б) — С.О. повысилась, отдано 2 · 5 = 10 электронов.

Если есть возможность сократить значения на одно и то же число, следует сократить. В нашем случае сокращаем на два.

4) Найденные значения ставим так, чтобы количество отданных электронов оказалось перед формулой вещества, где они принимаются и наоборот:

image227

5) Затем сравниваем количество всех атомов левой части уравнения и правой в той же последовательности, что и водород сравнивается предпоследним, кислород — последним.

Электронно-ионный метод дает возможность в конечном итоге выйти практически сразу на все коэффициенты уравнения. Почему электронно-ионный? Так как большинство ОВР происходят в растворах, среда может быть щелочной, нейтральной, то все вещества в растворах находятся в виде катионов и анионов, т.к. прошла их диссоциация. В схеме баланса записываются не отдельные элементы, а катионы и анионы, в состав которых они входят. Вещества, которые не диссоциируют, записываются молекулярной формулой. Обязательно учитываются количество кислородных атомов в этих частицах и самое главное — среда. Если время урока позволяет, то учащимся можно показать этот метод на определенной ОВР:

image228

Общий ионный вид:

image229

Полученные коэффициенты переносим в уравнение:

image230

Если подстрочно, то так:

image231

III. Домашнее задание

Составить ОВР тремя методами:

image232

Ответ:

а) Подстрочный:

image233

б) Электронный баланс:

image234

Электронно-ионный:

image235






загрузка...
загрузка...