загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ХИМИИ 11 класс

Урок 1. Введение в общую химию

Цели урока: ознакомить учащихся с задачами и структурой курса химии в 11 классе; повторить и обобщить первоначальные знания учащихся о предмете химии, веществе, атоме, элементарном строении атома, Периодическом законе, Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева (далее — ПСХЭ), химической связи, приобретенных в курсе химии 8 класса.

Оборудование: таблицы курса химии 8 класса («Строение атома», «Химическая связь»), ПСХЭ.

Ход урока

I. Организационный момент

В начале учебного года с учащимися проводится вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности в кабинете химии (далее — ОТ и ТБ). Необходимо напомнить учащимся основные правила поведения в кабинете химии при проведении лабораторных и практических работ и правила работы с тетрадью «Инструктаж ОТ и ТБ».

Курс химии 11 класса построен логично: от изучения состава и строения атома к изучению состава и строения веществ, далее углубленное изучение химических реакций, а затем изучение химических свойства веществ, их получение и применение.

Учащимся для более углубленного изучения темы «Строение атома. ПСХЭ Д. И. Менделеева» необходимо вспомнить следующее:

а) понятия «вещество», «атом», «химический элемент», «изотоп»;

б) элементарный состав атома, электронное строение атома, электронно-графическая структура атома;

в) структуру ПСХЭ Д. И. Менделеева;

г) элементы металлические и неметаллические, изменение их свойств в связи с положением в системе химических элементов;

д) химическую связь, виды химической связи.

Учащимся предлагается выполнить задания теста. Задания теоретической части теста обсуждаются вместе с учителем, практическая часть выполняется самостоятельно по вариантам.

II. Проведение теста

Теоретическая часть

1. Вспомните определение атома.

2. Какое строение имеет атом?

3. Какие элементарные частицы входят в состав ядра атома? Как определяется заряд ядра атома?

4. Что определяет сумма протонов и нейтронов?

5. Дайте определение химического элемента.

6. Как определить число протонов, нейтронов и электронов в атоме? Докажите, что атом — электронейтральная частица.

7. Дайте определение изотопа.

8. Какое строение имеет электронная оболочка атома? Как определяется число электронов в ней?

9. Как определить максимальное количество электронов на энергетическом уровне?

10. Как определяется количество электронов на внешнем энергетическом уровне?

11. Что такое орбиталь? Какую форму имеют s- и р-орбитали? Какие электроны называются s- и p-электронами?

12. Что такое электронная формула?

13. Как и почему изменяются свойства химических элементов в пределах:

а) одного периода;

б) группы, главной подгруппы при увеличении заряда ядра атома?

14. Опишите пути завершения последнего энергетического уровня:

а) характерного для металлического элемента;

б) характерного для неметаллического элемента.

15. Какие виды химической связи вам известны?

16. Какова причина возникновения различных видов химической связи?

Практическая часть

Вариант I

Определить состав атома элемента № 10.

Определить максимальное количество электронов на втором энергетическом уровне.

Количество электронов на внешнем энергетическом уровне элемента № 33.

Составить электронную формулу элемента № 7.

Расположить элементы в порядке усиления металличности: № 12, № 11, № 13.

Каков путь завершения последнего энергетического уровня элемента № 3?

Определить вид химической связи в соединениях: НCl, О2, К, MgO.

Вариант II

Определить состав атома элемента N? 40.

Определить максимальное количество электронов на третьем энергетическом уровне.

Количество электронов на внешнем энергетическом уровне элемента № 53.

Составить электронную формулу элемента № 10.

Расположить элементы в порядке усиления неметалличности: № 17, № 53, № 9.

Каков путь завершения последнего энергетического уровня элемента № 9?

Определить вил химической связи в соединениях: F2, NaCl, H2S, Fe.

III. Домашнее задание

Повторить по учебнику X класса сведения о строении атома (§ 4—12).

Ответы на вопросы теста

Теоретическая часть

1. Атом — наименьшая частица вещества, химически неделимая; «атом» — означает «неделимый».

2. Атом имеет сложное строение. Он состоит из положительно заряженного ядра и электронов.

3. В состав ядра атома входят: протоны, имеющие массу 1 и заряд +1; нейтроны, имеющие массу 1 и заряд 0; заряд ядра определяется количеством протонов.

4. Сумма протонов и нейтронов соответствует массовому числу атома — массе атома.

5. Химический элемент — вид атома с определенным зарядом ядра.

6. Порядковый номер элемента в ПСХЭ соответствует количеству протонов в ядре атома, количеству электронов в атоме, поэтому атом — элетронейтральная частица; число нейтронов определяется разностью массового числа и количества протонов.

7. Изотопы — химические элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но различную атомную массу.

8. Количество электронов определяется порядковым номером элемента. Электронная оболочка атома состоит из определенного количества энергетических уровней. Количество энергетических уровней в атоме соответствует номеру периода химического элемента.

9. Максимальное количество электронов определяется по формуле: 2n2, где n — номер энергетического уровня.

10. Количество электронов на внешнем энергетическом уровне атома химического элемента определяется по номеру группы ПСХЭ.

11. Орбиталь — пространство вокруг ядра атома, где наибольшая вероятность нахождения электронов. S-орбиталь имеет форму сферы (шара), р-орбиталь имеет форму объемной восьмерки; s-электроны расположены на s-орбиталях, а p-электроны расположены на p-орбиталях.

12. Электронная формула-запись строения атома, где указаны энергетические уровни, орбитали на энергетических уровнях и количество электронов на орбиталях. Следует помнить — максимальное количество электронов на s-орбитали — 2, на р-орбитали — 6; на первом энергетическом уровне открывается j-орбиталь, на втором энергетическом уровне s- и р-орбитали.

13. В пределах периода с ростом заряда ядра атома, увеличения количества электронов на внешнем энергетическом уровне уменьшается радиус атома, вследствие чего усиливается неметалличность — способность принимать электроны.

В группах, главных подгруппах с ростом заряда атома растет число энергетических уровней, увеличивается атомный радиус, вследствие чего усиливается металличность — способность отдать электроны.

14. Последний энергетический уровень у атома металла далек от завершения, до устойчивости атому металла энергетически выгоднее отдать электроны внешнего энергетического уровня; последний энергетический уровень атома неметалла близок к завершению, энергетически выгоднее атому неметалла принять недостающие электроны до устойчивости энергетического уровня.

15. Ковалентная связь полярная и неполярная, ионная связь, металлическая связь.

16. Причиной возникновения различных видов связи является электроотрицательность. Электроотрицательность — способность атомов притягивать недостающие электроны на последний энергетический уровень. В случае резкого отличия в электроотрицательности атомов — возникает ионная связь; ковалентная полярная связь возникает между атомами, которые не резко отличаются в электроотринательности; в случае одинаковой элекроотрицательности атомов возникает ковалентная неполярная связь.

Практическая часть

Вариант I

Заряд ядра атома — +10; протонов — 10; электронов — 10; нейтронов 20 — 10 = 10.

N = 2n2, n = 2, N = 8.

5 электронов.

1s22s22p3

Al, Mg, Na

Na — металлический элемент; отдаёт один электрон с внешнего энергетического уровня.

Металлическая связь — К; ковалентная неполярная связь — O2; ковалентная полярная связь — НСl; ионная связь — MgO.

Вариант II

Заряд ядра атома — +40; протонов — 40; электронов — 40; нейтронов 91 — 40 = 51.

N = 2n2, n = 3, N = 18.

7 электронов

1s22s22p6

I, Cl, F

F — Неметаллический элемент; принимает один электрон на внешний энергетический уровень.

Металлическая связь — Fe, ковалентная неполярная связь — F2; ковалентная полярная связь — H2S, ионная связь — NaCl.






загрузка...
загрузка...