Примерные вопросы вариантной части билетов экзамена по химии в 10 классах химического профиля - ЭКЗАМЕН ПО ХИМИИ В 10 КЛАССЕ

Настольная книга учителя химии 10 класс - поурочные разработки

Примерные вопросы вариантной части билетов экзамена по химии в 10 классах химического профиля - ЭКЗАМЕН ПО ХИМИИ В 10 КЛАССЕ

Химический эксперимент

1. С помощью индикаторной бумаги распознайте растворы стеарата натрия, глицина и щавелевой кислоты. Объясните полученные результаты.

2. Получите ацетилен, докажите непредельный характер этого углеводорода. Напишите уравнения проведенных реакций.

3. С помощью медной проволоки и горелки различите пропанол-1 и гексан. Напишите уравнения проведенных реакций.

4. При помощи раствора бихромата калия в серной кислоте распознайте бутанол-1, бутанол-2 и 2-метилпропанол-2. Объясните полученные результаты.

5. При помощи сульфата меди (II) и гидроксида натрия различите водные растворы глицерина, глюкозы, формальдегида и щавелевой кислоты.

6. С помощью качественной реакции найдите среди 4-х водных растворов органических веществ насыщенный раствор фенола.

7. Докажите наличие крахмала в хлебе, пшеничной муке, макаронных изделиях, картофеле. Расскажите, как получают крахмал из картофеля в домашних условиях.

8. С помощью реакции «серебряного зеркала» продемонстрируйте специфические свойства муравьиной кислоты. Напишите уравнение реакции и расставить коэффициенты методом электронного баланса.

9. С помощью реактивов, имеющихся на лотке (растворы индикатора, гидроксида натрия, сульфата меди (II), карбонат кальция, металлический цинк), продемонстрируйте кислотные свойства уксусной кислоты. Написать уравнения проведенных реакций.

10. Осуществите практически цепочку превращений:

Напишите уравнения проведенных реакций.

11. Докажите, что сахароза является невосстанавливающим углеводом, а продукты ее кислотного гидролиза проявляют восстановительные свойства.

12. С помощью спичек различите три нити: шерстяную, капроновую и хлопковую. Как классифицируют волокна по способу их получения?

13. Докажите наличие фенольного гидроксила в продукте гидролиза аспирина. Напишите уравнение реакции гидролиза аспирина (ацетилсалициловой кислоты).

14. С помощью химической реакции различите растительное и минеральное масло. Напишите уравнение реакции триолеата глицерина с бромной водой.

15. Докажите наличие глюкозы во фруктовых соках и отсутствие ее во «фруктовом» газированном напитке.


Расчетные задачи

1. Сколько кубических метров воздуха, содержащего 21% кислорода, потребуется для сжигания 2 м3 природного газа (условия нормальные)? Объемные доли метана, этана, пропана и азота в природном газе равны соответственно 75%, 15%, 6% и 4%.

2. Расплав хлорида натрия массой 234 г подвергли электролизу. Полученный хлор использовали для хлорирования 22,4 л метана (н.у.). Какой продукт при этом получится и какова его масса?

3. Для полного сгорания 30 л смеси метана и этилена потребовалось 70 л кислорода. Объемы всех газов измерялись в одинаковых условиях. Сколько литров каждого газа было в смеси?

4. При взрыве смеси, состоящей из 1 объема газообразного углеводорода и 2,5 объемов кислорода, образовалось 2 объема оксида углерода (IV) и 1 объем водяного пара. Какова структурная формула углеводорода?

5. При сжигании 2,12 г вещества выделилось 7,04 г оксида углерода (IV) и 1,80 г воды. Масса 1 л паров этого вещества при нормальных условиях составляет 4,73 г. Определите состав вещества и напишите структурные формулы всех его изомеров.

6. Некоторый спирт подвергли окислению, при этом образовалась одноосновная карбоновая кислота. При сжигании 13,2 г этой кислоты получили углекислый газ, для полной нейтрализации которого потребовалось 192 мл раствора гидроксида калия с массовой долей 28% (плотность 1,25 г/мл). Установите формулу исходного спирта.

7. Бензол массой 390 г обработали смесью концентрированных серной и азотной кислот, причем выход продукта реакции составил 75% от теоретического. Продукт реакции восстановили железными стружками в хлороводородной кислоте, выход этой реакции составил 80%. Назовите конечный продукт и определите его массу.

8. Найти массу глюкозы, которая была подвергнута спиртовому брожению, если при этом выделилось столько же углекислого газа, сколько его образуется при сгорании 80 мл метанола (плотность 0,80 г/мл), причем реакция горения протекает количественно, а выход каждого из продуктов реакции брожения составляет 90%.

9. В этиловом спирте, полученном перегонкой, массовая доля этанола составляет 96%, остальное — вода. Для получения абсолютного (полностью обезвоженного) спирта к нему для связывания воды добавляют оксид кальция, а затем снова перегоняют. Сколько граммов оксида кальция потребуется для обезвоживания 450 мл 96%-ного этилового спирта (плотность 0,80 г/мл), если СаО берется в двукратном избытке?

10. Какие массы натрия и этилового спирта потребуются для приготовления 400 г спиртового раствора этилата натрия с массовой долей C2H5ONa 8,5%?

11. Какой объем аммиака потребуется для превращения бром- уксусной кислоты массой 27,8 г в глицин, если потеря аммиака составляет 5%?

12. Сколько граммов метилформиата можно получить из спирта массой 40 г с массовой долей 96% и кислоты массой 60 г с массовой долей 40%, если выход продукта реакции составляет 90% от теоретического?

13. Какую массу раствора уксусной кислоты с массовой долей 85% можно получить при окислении 2 т уксусного альдегида?

14. Установить молекулярную формулу аскорбиновой кислоты, если при сгорании 1 моль ее образуется 6 моль оксида углерода (IV) и 4 моль воды, а молярная масса этой кислоты равна 176 г/моль.

15. При нагревании предельного одноатомного спирта А с концентрированной бромоводородной кислотой образуется соединение Б, массовая доля брома в котором составляет 58,4%. Определить строение веществ А и Б, если известно, что при дегидратации спирта А основным продуктом реакции является непредельный углеводород симметричного строения.


Теоретические задания, требующие практического применения знаний

1. Натриевую соль 2,3-диметилпенгановой кислоты прокалили с избытком гидроксида натрия. Напишите уравнение реакции, структурную формулу выделяющегося углеводорода и структурные формулы всех его изомеров. Назовите вещества по международной номенклатуре.

2. Геометрическая изомерия алкенов и циклоалканов: понятие, примеры. Какие углеводороды имеют цис-транс-изомеры: пропен, пентен-2, 2-метилбутен-2, метилциклобутан, 1,2-диметилциклопентан? Изобразите их структурные формулы.

3. В чем проявляется взаимное влияние атомов в молекуле фенола? Сравните кислотные свойства фенола и этанола. Напишите уравнения реакций фенола с гидроксидом калия, бромэтаном (1 моль, в присутствии катализатора), бромной водой и азотной кислотой. Назовите продукты реакций.

4. Заполнить пропуски в цепочке превращений:

image199

Напишите структурную формулу образующегося гексана и назовите его по международной номенклатуре.

5. Напишите реакции получения перечисленных алкенов дегидратацией соответствующих спиртов и дегидрогалогенированием галогеналканов: а) бутен-1; б) 2,3-диметилбутен-2; в) 3-метилпентен-1. Какой тип реакции используется в данных методах получения алкенов?

6. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций.

Укажите тип каждой из пяти реакций.

7. Расположите в ряд по мере усиления основных свойств следующие вещества: анилин, гидроксид калия, аммиак, метиламин, n-нитроанилин. В чем проявляются основные свойства метиламина?

8. Какие реакции называются реакциями гидролиза? Какие из перечисленных веществ могут гидролизоваться: этилен, карбид кальция, пропаналь, метилформиат, глюкоза, глицилаланин, крахмал. Напишите уравнения соответствующих реакций.

9. В чем проявляются амфотерные свойства аминокислот? Что происходит с аминокислотами при растворении в воде? Написать уравнения реакций фенилаланина с гидроксидом калия, серной кислотой, метиловым спиртом, глицином. Сколько изомерных дипептидов может получиться в последнем случае?

10. Молекула жира содержит остатки трех различных кислот. Молекула трипептида состоит из остатков трех различных аминокислот. Сколько изомерных молекул существует в том и другом случае? Почему?

11. Найдите соответствие между типом реакции и конкретным превращением:

Тип реакции

Превращение

А. Изомеризация

1. Пропанол-1 → пропаналь

Б. Алкилирование

2. Масляная кислота → метилбутират

В. Окисление

5. Нитробензол → анилин

Г. Эгерификация

4. Бутан → 2-метилпропан

Д. Гидролиз

5. Хлорэтан → этилен

Е. Элиминирование

6. Бензол → этилбензол

Ж. Гидратация

7. Аланилаланин → аланин

3. Восстановление

8. Ацетилен → этаналь


12. Укажите реагент, который необходим для осуществления следующих превращений:

A. 1,4-диметилбензол в 1,4-бензолдикарбоновую кислоту.

Б. 1-бромпропана в пропен.

B. Бензола в бензолсульфокислоту.

Г. Хлорбензола в фенол.

Д. Оксида углерода (II) в формиат натрия.

Напишите уравнения реакций В и Д.

13. Понятие асимметрического атома углерода и оптической изомерии. Какие из перечисленных веществ могут существовать в виде двух оптических изомеров: 2,3-диметилпентан, бутанол-2. глицин, аланин, дихлоруксусная кислота? Изобразите структурные формулы оптических изомеров аланина.

14. Расположите в порядке усиления кислотных свойств следующие вещества: а) стеариновая кислота, б) пропанол-2, в) дихлоруксусная кислота, г) хлорная кислота, д) вода. Напишите уравнение реакции между веществами б) и в) в данном перечне. Как на практике смещают равновесие реакции этерификации вправо?

15. Напишите уравнения реакций Вюрца, с помощью которых можно получить следующие алканы: н-октан, 2,5-диметилгексан, 2,3-диметил бутан.


Нестандартные задания (тесты)

При выборе данного вопроса на экзамене учащемуся предлагается описание синтеза одного из веществ. Задача экзаменуемого — определить, получение какого вещества приведено, написать уравнения всех протекающих реакций.

1. В колбу Вюрца, снабженную термометром и нисходящим холодильником с алонжем и приемником, наливают изопропиловый спирт, добавляют воду и при охлаждении концентрированную серную кислоту. Смесь охлаждают, добавляют порциями мелко растертый бромид калия и нагревают. В приемник, содержащий охлажденную воду, опускаются тяжелые маслянистые капли вещества, которое называется

а) диизопропиловый простой эфир;

б) 1-хлорпропан;

в) 2-хлорпропан;

г) пропен.

2. В толстостенный цилиндр (автоклав) помещают раствор бензола в уксусной кислоте, добавляют мелкоизмельченный оксид платины (II) и герметически закрывают. При комнатной температуре в цилиндре создают давление водорода 2-3 атм. и встряхивают устройство в течение 2 ч. По окончании реакции автоклав разбирают, катализатор отфильтровывают, смесь нейтрализуют водным раствором гидроксида натрия. Жидкость разделяется на два слоя. Органический слой представляет собой

а) н-гексан.

б) фенилуксусную кислоту;

в) толуол.

г) циклогексан.

3. В пробирку помещают одну гранулу олова, 5 капель хлороводородной кислоты и одну каплю нитробензола. Смесь тщательно взбалтывают и слегка нагревают на пламени горелки. Реакцию прекращают после исчезновения горько-миндального запаха нитробензола. Смесь охлаждают и по каплям добавляют раствор щелочи до слабощелочной реакции на индикатор. Продуктом реакции является:

а) анилин.

б) фенол;

в) n-нитроанилин.

г) бензойная кислота.

4. В пробирку помещают этиловый спирт и постепенно при взбалтывании и охлаждении добавляют уксусный ангидрид. Через 15 минут к смеси добавляют равный объем воды (для разложения уксусного ангидрида) и осторожно нейтрализуют раствором гидроксида натрия. Интенсивный приятный запах принадлежит продукту реакции, который называется

а) уксусная кислота;

б) этилацетат;

в) диэтиловый простой эфир;

г) уксусный альдегид.

5. В коническую колбу наливают раствор нитрата серебра и небольшими порциями добавляют раствор аммиака в воде. Образующийся вначале серый осадок при дальнейшем добавлении аммиака полностью растворяется. Через полученный раствор пропускают газ, полученный взаимодействием кусочков карбида кальция с водой. Образуется обильный серый осадок, который отделяют фильтрованием и сушат на воздухе. Получают

а) оксид серебра.

б) ацетат серебра;

в) ацетиленид серебра.

г) карбид серебра.