загрузка...

Настольная книга учителя химии 10 класс - поурочные разработки

УГЛЕВОДОРОДЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ»

Тема «Углеводороды» традиционно завершается выполнением контрольной работы. В данном пособии предложены различные варианты ее проведения с учетом требования дифференцированного подхода к контролю и оценке знаний учащихся.

Первый комплект заданий ориентирован на развитие логики изложения материала, способности химически грамотно и последовательно выразить свои мысли. Ведь не секрет, что для ученика проще молча решить задачу, написать несколько уравнений химических реакций, чем «складно и гладко» рассказать у доски о строении или химических свойствах того или иного соединения или класса веществ. Вместе с тем ряд профильных вузов практикует прием вступительного экзамена по химии в устной форме или в виде солидной контрольной работы. Учащихся (профильных классов в особенности) необходимо готовить к такого рода экзаменационным испытаниям. Поэтому задания данного комплекта включают теоретический вопрос, цепочку превращений на знание способов получения, химических свойств и номенклатуры веществ, а также расчетную задачу с элементами изомерии.

Прогрессирующая тенденция к компьютеризации контроля знаний учащихся, постепенное введение единого тестового контроля при переходе от средней ступени образования к высшей школе стимулирует учителя сделать выбор в пользу второго комплекта заданий, выполненного в форме теста. Эта форма контроля имеет свои неоспоримые «плюсы», равно как и серьезные минусы, о чем сломано немало копий на страницах методической литературы. Мы не беремся разрешить этот спор в пользу той или иной формы, поэтому предоставляем учителю право самостоятельного выбора.

Каждый комплект заданий, как обычно, дифференцирован на два уровня сложности и состоит из четырех вариантов заданий. Один из них учитель может использовать на уроке подготовки к контрольной работе. Учащиеся сориентируются в уровне сложности заданий, смогут заранее рассчитать время, необходимое для выполнения каждого из них.

Мы постарались разместить текст заданий на странице таким образом, чтобы их можно было легко ксерокопировать, а затем разрезать ксерокопии и с целью экономии времени раздать ребятам на контрольной работе.

Комлект I

1-й уровень

Вариант I

1. Опишите способы получения и химические свойства предельных углеводородов.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

3. Какой объем воздуха, содержащего 21% кислорода, потребуется для полного сжигания 11,2 г смеси изомерных бутенов? Напишите структурные формулы всех возможных изомеров бутена и назовите их по международной номенклатуре.

Вариант II

1. Охарактеризуйте химические свойства этиленовых углеводородов.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

3. При взаимодействии 4,6 г толуола с избытком брома в присутствии катализатора получили 5,3 г n-бромтолуола. Определите массовую долю выхода указанного продукта реакции. Какой изомер n-бромтолуола может также получиться при этом? Напишите его структурную формулу.

Вариант III

1. Укажите: а) способы получения ацетилена; б) особенности реакций присоединения по тройной углерод-углеродной связи.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

image204

3. Массовая доля углерода в предельном углеводороде составляет 83,33%. Составьте структурные формулы всех изомеров данного углеводорода и назовите их.

Вариант IV

1. Запишите уравнение реакции, с помощью которого из н-гексана можно получить бензол? Охарактеризуйте химические свойства бензола.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

image205

3. При сжигании углеводорода, плотность паров которого по водороду равна 28, образовалось 8,96 л углекислого газа (н. у.) и 7,2 г воды. Определите молекулярную формулу углеводорода и составьте структурные формулы всех его изомеров, если известно, что он содержит двойную связь.

2-й уровень

Вариант I

1. Опишите: а) особенности реакций присоединения диеновых углеводородов и полимеризации диенов; б) натуральный и синтетические каучуки.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

image206

image207

3. При гидробромировании 5,6 г этиленового углеводорода образовалось 13,5 г бромпроизводного. Определите структурную формулу исходного алкена, если известно, что продукт реакции содержит бром у третичного углеродного атома. Имеет ли данный алкен геометрические изомеры?

Вариант II

1. Охарактеризуйте: а) химические свойства гомологов бензола; б) взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ на примере толуола.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

image208

3. Смесь пяти изомерных углеводородов имеет массу 21,5 г и при нормальных условиях занимает объем 5,6 л. Напишите структурные формулы всех изомеров и назовите их по международной номенклатуре.

Вариант III

1. Охарактеризуйте электронное и пространственное строение молекулы этилена. Приведите не менее четырех способов получения этого углеводорода.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

3. Смесь газообразного углеводорода состава С4Н10 и хлора при н. у. занимает объем 10,08 л, причем 2/3 этого объема приходится на долю хлора. Определите состав и массу хлорпроизводного, которое можно получить при действии света на данную смесь. Составьте структурные формулы всех возможных изомеров продукта реакции и назовите их.

Вариант IV

1. Опишите электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. Напишите уравнения реакций ацетилена с бромом (2 моль), водой в условиях реакции Кучерова, аммиачным раствором оксида серебра, кислородом; димеризации и тримеризации ацетилена.

2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.

3. Ароматический углеводород массой 42,4 г, содержащий 90,566% углерода, подвергли каталитическому бромированию. Рассчитайте массу полученного монобромпроизводного, если его выход составил 82% от теоретически возможного. Какой из четырех изомерных аренов был взят в реакцию, если в реакции получается единственный продукт бромирования. Ответ поясните.

Комлект 2

1-й уровень

Вариант I

I. Вещества с общей формулой CnH2n относятся к классу

1) алканов

2) алкенов

3) алкинов

4) аренов

II. Гомологами являются

1) метан и хлорметан

2) этен и пропен

3) этилен и ацетилен

4) бензол и гексан

III. π-связь отсутствует в молекуле

1) этана

2) этена

3) этина

4) бутадиена-1,3

IV. Формула алкана

1) С2Н4

2) С8Н16

3) С12Н26

4) С6Н6

V. Вещество, из которого получают ацетилен

1) карбид кальция

2) карбонат кальция

3) углерод

4) гидроксид кальция

VI. Для алканов характерна изомерия

1) положения функциональной группы

2) углеродного скелета

3) положения кратной связи

4) геометрическая

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип

1) галогенирование

2) гидрогалогенирование

3) гидрирование

4) дегидрогалогенирование

VIII. Четыре атома углерода в молекуле содержит

1) пентан

2) пропин

3) бутадиен-1,3

4) циклогексан

IX. Природный газ содержит главным образом

1) водород

2) пропан

3) бутан

4) метан

X. Для полного сгорания 10 л этана потребуется кислород объемом

1) 25 л

2) 30 л

3) 35 л

4) 40 л

Вариант II

I. Вещества с общей формулой СnН2n-2 относятся к классу

1) алканов

2) алкенов

3) алкинов

4) аренов

II. Гомологами являются

1) С2Н2 и С3Н4

2) С2Н6 и С2Н4

3) С6Hб и С6Н14

4) СН3Сl и СН2Сl2

III. Атомы углерода в состоянии sp-гибридизации имеются в молекуле

1) этана

2) этена

3) этина

4) толуола

IV. Укажите формулу алкена

1) С2Н4

2) С8Н18

3) С2Н2

4) С6Н6

V. По реакции Кучерова из ацетилена получается

1) уксусный альдегид

2) уксусная кислота

3) бензол

4) этан

VI. Геометрическая изомерия характерна для

1) алканов

2) алкенов

3) алкинов

4) аренов

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип:

1) галогенирование

2) гидрогалогенирование

3) гидрирование

4) дегалогенирование

VIII. Ароматическое кольцо содержится в молекуле

1) гексана

2) циклогексана

3) гексена

4) 1,4-диметилбензола

IX. В реакцию полимеризации вступает

1) пропан

2) толуол

3) изопрен

4) 1,2-дихлорэтан

X. Ацетилен количеством вещества 1 моль может присоединит!» водород объемом (н. у.)

1) 11,2 л

2) 22,4 л

3) 33,6 л

4) 44,8 л

Вариант III

I. Вещества с общей формулой СnН2n-6 относятся к классу

1) алканов

2) алкенов

3) алкинов

4) аренов

II. Гомологами являются

1)С5Н4 и С4H8

2) СН4 и С3Н8

3) С6H6 и С7Н14

4) С2Н2 и С6Н6

III. Цикл имеется в молекуле

1) бутана

2) пентена

3) ацетилена

4) бензола

IV. Укажите формулу ароматического углеводорода

1) С2Н6

2) С8Н16

3) C12H26

4) C7H8

V. Реакция полимеризации возможна для

1) бутана

2) бутадиена-1,3

3) хлорэтана

4) этилбензола

VI. Цис- и трансбуген-2 являются примерами изомерии

1) положения функциональной группы

2) углеродного скелета

3) положения кратной связи

4) геометрической

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип

1) галогенирование

2) гидрогалогенирование

3) гидрирование

4) дегидрогалогенирование

VIII. Атомы углерода в sp2-гибридном состоянии содержатся в молекуле

1) аренов

2) алкинов

3) циклоалканов

4) алканов

IX. Промышленным процессом переработки нефти является

1) ректификация

2) электролиз

В) коксование

4) конверсия

X. При взаимодействии 5 л этилена с 5 л водорода при 100%-ном выходе получается этан, объем которого в тех же условиях

1) 1 л

2) 5 л

3) 10 л

4) 25 л

Вариант IV

I. Вещества с общей формулой СnН2n+2 относятся к классу

1) алканов

2) алкенов

3) алкинов

4) аренов

II. Изомерами являются

III. Двойная связь имеется в молекулах

1) циклоалканов

2) алкенов

3) алкинов

4) алканов

IV. Укажите формулу ацетиленового углеводорода

1) С2Н6

2) С8Н14

3) С12Н24

4) С6Н6

V. Для алканов характерны реакции

1) полимеризации

2) присоединения

3) замещения

4) гидролиза

VI. Вещество обесцвечивает водный раствор перманганата калия. Это вещество

1) гексан

2) 2,3-диметилбутан

3) пропен

4) толуол

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип

image214

1) присоединение

2) замещение

3) конденсация

4) полимеризация

VIII. Атомы углерода в этилене находятся в состоянии гибридизации

1) sp-

2) sp3-

3) sp2-

4) sp4-

IX. Бутадиен-1,3 содержит

1) одну двойную связь

2) две двойные связи

3) одну тройную связь

4) две тройные связи

X. Пропен количеством вещества 1 моль может присоединить бром в количестве

1) 1 моль

2) 2 моль

3) 3 моль

4) 4 моль

2-й уровень

Вариант I

I. Определите углеводород, выпадающий из данного ряда

1) С7Н8

2) С6Н6

3) С8Н10

4) С5Н4

II. Гомологами пентана являются

1) С3Н8

2) С2Н4

3) С6Н6

4) С7Н12

III. Третичный атом углерода имеется в молекуле

1) этана

2) 2,2-диметилпропана

3) 2-метилпропана

4) пропана

IV. Укажите формулу диенового углеводорода

1) С2Н6

2) С8Н14

3) С12Н26

4) С6Н6

V. Слабые кислотные свойства проявляют

1) алканы 2) алкены 3) алкины

4) арены

VI. Цис-транс-изомеры имеет

I) этен

2) пентен-2

3) 2-метилпентен-2

4) пентен-1

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип

1) обмен

2) присоединение

3) окисление

4) замещение

VIII. Атомы углерода в sp-гибридном состоянии содержатся в молекуле

1) аренов

2) алкинов

3) альдегидов

4) алканов

IX. Промышленным процессом переработки каменного угля является

1) ректификация

2) электролиз

3) коксование

4) крекинг

X. При хлорировании 22,4 л метана (н. у.) можно получить хлорметан массой

1) 50,5 г

2) 84 г

3) 35,5 г

4) 22,4 г

Вариант II

I. Число атомов водорода в 2 раза больше числа углеродных атомов в молекулах

1) алканов

2) циклоалканов

3) алкадиенов

4)аренов

II. 2,3-диметилбутан имеет молекулярную формулу

1) С4Н10

2) С5Н12

3) С6Н14

4) С7Н16

III. Цикл отсутствует в молекуле

1) бутана

2) цикло бутана

3) бензола

4) кумола

IV. Пентен-2 можно получить нагреванием со спиртовым раствором щелочи

1) 2,3-дибромпентана

2) 1-бромпентана

3) 3-бромпентана

4) бромциклопентана

V. Реакция дегидратации возможна для

1) бутана

2) бутадиена-1,3

3) хлорэтена

4) этанола

VI. Алкана, у которого нет изомеров

1) пропан

2) бутан

3) гексан

4) пентан

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип:

1) галогенирование

2) гидрогалогенирование

3) гидролиз

4) дегидрогалогенирование

VIII. Все атомы углерода находятся в «sp3-гибридном состоянии в

1) аренах

2) циклоалканах

3) алкенах

4) алкинах

IX. Основную часть природного газа составляют углеводороды

1) предельные

2) этиленовые

3) ацетиленовые

4) ароматические

X. Для получения 22,4 л ацетилена (н. у.) потребуется карбид кальция массой

1) 32 г

2) 96 г

3) 50 г

4) 64 г

Вариант III

I. Цис-3,4,5-триметилгексен-3 имеет молекулярную формулу

1) С9Н20

2) С6Н12

3) C9H18

4) С9Н16

II. Гомологом 2-метил-3-этилпентана является

1) 2-метил-3-этилпентен-2

2) метан

3) пентин-1

4) циклопентан

III. Геометрическая изомерия возможна для

1) бутана

2) циклобутана

3) бензола

4) пентена-2

IV. Четвертичный атом углерода имеется в молекуле

1) 2-метилбутана

2) 3,3-диметилпентана

3) метана

4) циклобутана

V. Метан можно получить из

1) карбоната кальция

2) карбида кальция

3) карбида алюминия

4) оксида алюминия

VI. Наиболее коптящим пламенем горит

1) ацетилен

2)этилен

3) метан

4) этан

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип

1) гидратация

3)гидрирование

2) окисление

4) восстановление

VIII. Атомы углерода в sp2-гибридном состоянии имеются в молекуле

1) пентена

2) пентана

3) пентина

4) циклопентана

IX. Природный каучук по химическому строению представляет собой

1) полибутадиен

2) транс-полиизопрен

3) полипропилен

4) цис-полиизопрен

X. Из 7,8 г бензола получено 8,61 г нитробензола. Выход продукта реакции составил

1) 70%

2) 65%

3) 80%

4) 78%

Вариант IV

I. Найдите углеводород, выпадающий из общего ряда

1) С3Н4

2) С2Н2

3) С4Н8

4) С5Н8

II. 2,2,4-триметилпентан имеет молекулярную формулу

1) С8Н18

2) С5Н12

3) С6Н14

4) С7Н16

III. Найдите формулу радикала

1) С2Н2

2) С2Н6

3) С2Н4

4) С2Н3

IV. Изомером бутина-1 является

1) бутан

2) циклобутан

3) бутадиен-1,3

4) 2-метилпропен

V. Какой тип реакций характерен для аренов

1) замещение

2) присоединение

3) полимеризация

4) элиминирование

VI. По реакции Вюрца 2,3-диметил бутан можно получить из

1) 2-бромпропана

2) бромэтана

3) 1-бромпропана

4) 2,3-дибромбутана

VII. Допишите уравнение реакции и определите ее тип

1) окисление

2) гидрирование

3) гидратация

4) димеризация

VIII. Числовое значение валентного угла между двумя sp2-гибридными орбиталями составляет

1) 109°28'

2) 120°

3) 90°

4) 180°

IX. Укажите лишнее название класса углеводородов

1) предельные

2) насыщенные

3) алканы

4) олефины

X. Массовая доля углерода в углеводороде составляет 92,3%. Его формула

1) С8Н18

2) С3Н4

3) С7Н8

4) С6Нб





загрузка...
загрузка...