загрузка...


БИОЛОГИЯ 9-й КЛАСС ПОДГОТОВКА К ГИА

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

 

ВАРИАНТ 11

Часть 1

 

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1—А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Какая наука изучает изображённые на рисунке биологические объекты?

 

image94

 

1) ботаника

2) вирусология

3) гистология

4) микробиология

А2. Какие клетки участвуют в транспорте кислорода у лягушки?

1) лейкоциты

2) лимфоциты

3) тромбоциты

4) эритроциты

А3. Какая растительная ткань на рисунке обозначена буквой Г?

 

image95

 

1) механическая

2) основная

3) покровная

4) проводящая

А4. Каким способом распространяются плоды у рябины и черёмухи?

1) с помощью ветра

2) с помощью воды

3) с помощью животных и человека

4) саморазбрасыванием

А5. Какой агроприём используют при выращивании плодовых деревьев?

1) искусственное опыление

2) окучивание

3) пикировку

4) прививку

А6. К какому типу царства Животных относят обозначенное буквой Б на рисунке животное?

 

image96

 

1) Иглокожие

2) Кишечнополостные

3) Моллюски

4) Членистоногие

А7. У паразитических и морских одноклеточных животных отсутствуют(-ет)

1) ядро

2) цитоплазма

3) пищеварительные вакуоли

4) сократительные вакуоли

А8. Кровь относится к ... ткани.

1) основной            

2) проводящей

3) соединительной  

4) эпителиальной

А9. У ребёнка в возрасте 1-3 лет

1) в коре формируются центры устной и письменной речи

2) зарастают роднички в черепе

3) молочные зубы сменяются постоянными

4) формируются изгибы позвоночника

А10. Симпатический отдел вегетативной нервной системы усиливает

1) волнообразные движения кишечника

2) желудочное сокоотделение

3) слюноотделение

4) сокращение сердца

А11. К мозговому отделу черепа человека НЕ относится ... кость.

1) височная            

2) лобная

3) слёзная              

4) теменная

А12. Человеку с III (В) группой крови можно переливать кровь группы.

1) I(0) и II (А)                           

2) I (0) и III (В)

3) I (0) и IV (АВ)                        

4) II (А) и III (В)

А13. Малый круг кровообращения начинается из

1) левого желудочка                         

2) левого предсердия

3) правого желудочка                       

4) правого предсердия

А14. Всасывание воды происходит в

1) 12-перстной кишке

2) желудке

3) ротовой полости                           

4) толстом кишечнике

А15. Витамином «роста» и «зрения» является витамин

1) А            

2) В1          

3) В6          

4) С

А16. Вкусовые рецепторы задней части языка более всего чувствительны к

1) горькому

2) кислому

3) сладкому

4) солёному

А17. Датский художник Херлуф Бидструп в своих карикатурах изобразил людей различных темпераментов. Цифрой 4 обозначен человек, который относится к

 

 

1) меланхоликам

2) сангвиникам

3) флегматикам

4) холерикам

А18. При ботулизме у больного человека наблюдается(-ются)

1) боль в области кишечника

2) кровотечения

3) поражение нервной системы, паралич

4) сыпь

А19. Признаком биологической смерти НЕ является

1) отсутствие пульса на сонной артерии

2) отсутствие сознания

3) помутнение роговицы и появление феномена «кошачьего зрачка»

4) широкие, не реагирующие на свет зрачки

А20. Корни болотного кипариса, изображённого на рисунке, формируется под воздействием

 

 

1) избытка влаги

2) избытка минеральных солей

3) нехватки воздуха

4) произрастания в приливно-отливной зоне

А21. Попадание во внешнюю среду генетически изменённых организмов — это пример ... загрязнения биосферы.

1) абиотического                        

2) биологического

3) физического                           

4) химического

А22. Рисунки отражают

 

image99

 

1) годовые ритмы                          

2) сезонные ритмы

3) суточные ритмы                        

4) фотопериодизм

А23. В приведённой ниже таблице между содержимым первого и второго столбцов имеется определённая связь.

 

Представитель

Отдел

...

Голосеменные

ананас

Покрытосеменные

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) банан                   

2) лиственница

3) лотос                    

4) раффлезия

А24. Разные виды колибри питаются только одним видом пищи это пример

1) дегенерации

2) дифференциации

3) специализации

4) экологической адаптации

 

Часть 2

 

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Какие из перечисленных организмов относятся к подклассу Костно-хрящевых рыб? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) белуга                             

2) катран                             

3) осётр

4) сазан

5) стерлядь                          

6) треска

Ответ: ___________________ .

В2. Установите соответствие между организмами и типом отношений между ними. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

ОРГАНИЗМЫ

ТИП ОТНОШЕНИЙ

А) антилопа и лев

1) конкуренция

Б) божья коровка и тля

2) хищничество

В) крот и дождевой червь

 

Г) осины и берёзы

 

Д) серая жаба и голый слизень

 

Е) серая и чёрная крысы

 

 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

В3. Расположите в правильном порядке органы дыхательной системы человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) гортань               

2) бронхи                

3) носоглотка

4) носовая полость

5) лёгкие                 

6) трахея

Ответ: ___________________ .

В4. Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

БИОСИНТЕЗ БЕЛКА

Информация в ДНК о структуре белков «записана» в виде последовательности  ____________ (А). В процессе ____________ (Б) она переписывается на молекулу ____________ (В), которая является матрицей в процессе сборки белковой молекулы — ____________ (Г).

Перечень терминов:

1) трансляция

2) транскрипция

3) азотистые основания

4) т-РНК

5) сплайсинг

6) и-РНК

7) нуклеотиды

8) АТФ

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

Часть 3

 

Для ответов на задания С1—С3 используйте отдельный лист. Запишите сначша номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

С1. К каким последствиям приводит нарушение работы почек у человека?

Прочитайте текст «Грибы и лишайники» и выполните задание С2.

ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ

Грибы — эукариотические организмы, занимающие промежуточное положение между растениями и животными. Гетеротрофы, обитающие в основном на суше.

По строению грибы очень разнообразны. Тело гриба представляет собой мицелий, состоящий из ветвящихся нитей — гиф. Обычно мицелий погружён в субстрат. Отдельные грибы, выступающие на поверхность, образуют органы размножения или плодовые тела (у шляпочных грибов).

В зависимости от типа питания грибы делятся на три группы: сапротрофы, симбионты и паразиты. Грибы-сапротрофы используют органические вещества погибших организмов. Грибы-симбионты образуют микоризу, вступая в симбиоз с высшими растениями. Гриб получает от растения органические вещества, а взамен снабжает его неорганическими соединениями. Грибы-паразиты в качестве источника питания используют органические вещества других организмов.

Для грибов характерно бесполое и половое размножение. Бесполое размножение может осуществляться частями мицелия и спорами.

Споры переносятся ветром и, попав в благоприятные условия, дают начало новому организму. Половое размножение происходит при слиянии половых клеток (низшие грибы) или половых органов (высшие грибы).

Лишайник — комплексный организм, состоящий из гриба и клеток водорослей, находящихся в симбиотических отношениях друг с другом.

Тело лишайника представлено слоевищем. Слоевище, образованно гифами грибов, между которыми располагаются клетки водорослей.

По внешнему виду различают три вида лишайников: накипные, в виде налёта или корки (графис), кустистые, имеющие вид разветвлённых кустиков (кладония), и листоватые, имеющие уплощённую форму (пармелия).

На камнях обитают рафис, леканора, на стволах и ветвях деревьев — пармелия, уснея, на почве — кладония, цетразия.

Симбиотические взаимоотношения гриба и водорослей проявляются в том, что гриб обеспечивает водоросль неорганическими веществами, а водоросли осуществляют фотосинтез и снабжают гриб органическими веществами.

Размножение вегетативное — фрагментами слоевища или специализированными структурами (клетки водоросли, оплетённые гифами гриба).

С2. Используя содержание текста «Грибы и лишайники» и знания курса, объясните, каково значение лишайников в природе.

С3. Изучите таблицу «Влияние шума на частоту сердечных сокращений (чсс) у человека». Ответьте на вопросы.

 

Таблица

Влияние шума на частоту сердечных сокращений у человека

 

Время

0

А

2

4

6

8

10

12

В

14

16

18

20

чсс

70

 

74

80

83

85

90

89

 

85

85

77

75

 

А — начало воздействия шума;

В — окончание воздействия шума.

Как шумовое воздействие влияет на организм человека? Работа каких систем организма человека и как изменяется под влиянием шумового воздействия? Ответ поясните.






загрузка...
загрузка...
загрузка...