загрузка...


БИОЛОГИЯ 9-й КЛАСС ПОДГОТОВКА К ГИА

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

 

ВАРИАНТ 3

Часть 1

 

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1—А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Предметом изучения какой науки является изображённый на рисунке организм?

 

 

1) ботаника

2) микология

3) бактериология

4) зоология

А2. Вирусы — это структуры

1) неклеточные

2) клеточные

3) безъядерные

4) многоклеточные

А3. Как называются палочковидные бактерии?

1) кокки

2) бациллы

3) вибрионы

4) спириллы

А4. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

 

 

1) Моховидные

2) Хвощевидные

3) Плауновидные

4) Папоротниковидные

А5. Какое растение размножается усами?

1) смородина

2) земляника

3) малина

4) пырей

А6. Какой ротовой аппарат имеет изображённое на рисунке насекомое?

 

 

1) грызущий

2) лижущий

3) сосущий

4) колюще-сосущий

А7. Млекопитающим, откладывающим яйца, является

1) черепаха

2) утконос

3) коала

4) дельфин

А8. Какой из признаков человека относится к атавизмам?

1) аппендикс           

2) хвост

3) зубы мудрости     

4) третье веко

А9. Какая ткань имеет хорошо развитое межклеточное вещество?

1) эпителиальная    

2) соединительная

3) мышечная           

4) нервная

А10. Что изображено на рисунке под номером 4?

 

 

1) чувствительный нерв

2) двигательный нерв

3) вставочный нейрон

4) рецептор

А11. Какая кость изображена на рисунке под номером 1?

 

 

1) затылочная кость

2) височная кость

3) теменная кость

4) лобная кость

А12. Гемофилия — это

1) уменьшение количества гемоглобина в крови

2) пониженная свертываемость крови

3) недостаток витаминов

4) повышенная чувствительность к различным веществам

А13. Какой буквой обозначен на рисунке правый желудочек (см. рис. на с. 157)?

 

 

1) А        

2) Б        

3) В

4) Г

А14. Прибор для измерения жизненной ёмкости лёгких -

1) тонометр                              

2) спирометр

3) термометр                            

4) динамометр

А15. В изображённых на рисунке продуктах содержится много витамина

 

 

1) А

2) В

3) С

4) D

А16. Возможность определять расстояние до предмета обеспечивает

1) цветное зрение

2) периферическое зрение

3) бинокулярное зрение

4) аккомодация

А17. Какой темперамент у человека, изображённого на рисунке?

 

 

1) меланхолик

2) сангвиник

3) флегматик

4) холерик

А18. У тренированных людей дыхание

1) частое и глубокое

2) частое и поверхностное

3) редкое и глубокое

4) редкое и поверхностное

А19. При каких кровотечениях кровь алого цвета вытекает фонтанирующей пульсирующей струей?

1) артериальных     

2) венозных

3) капиллярных       

4) всех видах кровотечений

А20. К растениям, обитающим на кислых почвах (ацидофитам), относится

1) клевер

2) осока

3) каштан

4) сфагновый мох

А21. Какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки  мышь  ...  коршун?

1) ёж                       

2) волк

3) уж                       

4) жаворонок

А22. Изучите график смертности яиц соснового шелкопряда при разных сочетаниях температуры и влажности. (По оси х отложена влажность воздуха, по оси у — температура, в% указана смертность яиц соснового шелкопряда внутри ограниченного линией поля). Чему будет равна смертность яиц соснового шелкопряда при температуре 20 °С и влажности воздуха 70%?

 

 

1) 0%

2) 5%    

3) 25%

4) 100%

А23. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

 

Объект

Процесс

адреналин

ускоряет частоту сердечных сокращений

...

замедляет частоту сердечных сокращений

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) тестостерон                         

2) тироксин

3) инсулин                               

4) норадреналин

А24. Какое последнее усложнение в процессе эволюции сделало возможным появление изображённого на рисунке растения?

 

1) появление многоклеточности

2) дифференциация тела на органы

3) появление семени

4) появление цветка

 

Часть 2

 

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Какие признаки характерны для насекомых? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) деление тела на головогрудь и брюшко

2) деление тела на голову, грудь и брюшко

3) трахейная системы дыхания

4) лёгочная система дыхания

5) четыре пары ходильных конечностей

6) шесть ходильных конечностей

Ответ: _______________________ .

В2. Установите соответствие между органом растения и его функцией. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

ФУНКЦИЯ

А) фотосинтез

Б) транспирация (испарение воды)

В) закрепление растения в почве

Г) запасание воды и питательных веществ

Д) газообмен

Е) поглощение воды и минеральных веществ из почвы

ОРГАН

1) корень

2) лист

 

 

 

 

 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

В3. Расположите в правильном порядке организмы в детритной цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) мышь

2) опенок

3) ястреб

4) трухлявый пень

5) змея

Ответ: ___________________ .

В4. Вставьте в текст «Диссимиляция» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ДИССИМИЛЯЦИЯ

В процессе диссимиляции ________ (А) расщепляются до аминокислот, ________ (Б) — до глицерина и жирных кислот, а сложные ________ (В) — до простых сахаров (глюкоза и др.). Основную роль в такой химической обработке пищи играют ________ (Г).

Перечень терминов:

1) гормоны

2) ферменты

3) пигменты

4) белки

5) жиры

6) углеводы

7) нуклеиновые кислоты

8) минеральные соли

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

Часть 3

 

Для ответов на задания С1—С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

С1. Почему во время сильной жары для утоления жажды лучше пить подсоленную воду?

Прочитатйте текст «Железы» и выполните задание С2.

ЖЕЛЕЗЫ

Железы — специальные органы, вырабатывающие биологически активные вещества. Железы внешней секреции выделяют вещества в полости тела, органов или на поверхность кожи, через специальные протоки (слезные, потовые, слюнные, железы желудка и др.). Железы внутренней секреции выделяют вещества в протекающую через них кровь и лимфу (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.). Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции, называются гормонами. Смешанные железы выполняют внешнесекреторную и внутрисекреторную функции.

Половые железы (семенники у мужчин и яичники у женщин) отвечают за образование сперматозоидов и яйцеклеток, а также синтез мужских и женских половых гормонов.

Поджелудочная железа отвечает за выработку пищеварительных ферментов и вывод их по выводному протоку в двенадцатиперстную кишку, а также за синтез гормонов глюкагона и инсулина. Инсулин повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, что усиливает ее расщепление в тканях, отложение гликогена и, в конечном счете, снижает содержание сахара в крови.

С2. Прочитайте текст «Железы». Назовите отличия желез внутренней секреции от желез внешней секреции.

С3. Изучите таблицу «Распределение групп крови по системе АВО у разных народов». Ответьте на вопросы.

 

Таблица

Распределение групп крови по системе АВО у разных народов (в процентах)

 

Народность

0(I)

А(II)

В(III)

AB(IV)

Австралийцы

54,3

40,3

3,8

1,6

Англичане

43,5

44,7

8,6

3,2

Арабы

44

33

17.7

5,3

Венгры

29,9

45,2

17

7,9

Голландцы

46,3

42,1

8,5

3,1

Народность

0(1)

А(Н)

В(Ш)

AB(IV)

Индийцы

30,2

24,5

37,2

8,1

Китайцы

45,5

22,6

25

6,9

Русские

32,9

35,8

23,2

8,1

Японцы

31,1

36,7

22,7

9,5

 

У какой народности чаще других встречается четвёртая группа крови? Какие две группы крови встречаются чаще других и какая народность является исключением из этого правила?






загрузка...
загрузка...