загрузка...

БИОЛОГИЯ 9-й КЛАСС ПОДГОТОВКА К ГИА

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

 

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 2 часа 20 минут (140 минут). Работа состоит из 3-х частей, включающих 31 задание.

Часть 1 содержит 24 заданий (А1—А24). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните его и затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1-В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 3 задания (С1-С3), на которые следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Балы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Желаем успехов!

 

ВАРИАНТ 1

Часть 1

 

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1—А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Применение какого научного метода иллюстрирует рисунок?

 

image6

 

1) наблюдение        

2) измерение

3) моделирование   

4) эксперимент

А2. Рассмотрите рисунок строения вируса. Под каким номером на нём изображён капсид?

 

image7

 

1) 1          

2) 2          

3) 3          

4) 4

А3. Какие представители царства Грибы относятся к одноклеточным организмам?

1) трутовик и рыжик

2) дрожжи и мукор

3) пеницилл и мукор

4) аспергилл и мухомор

А4. На рисунке изображена зерновка пшеницы. Какой цифрой на рисунке обозначен эндосперм семени?

 

image8

 

1) 1          

2) 2          

3) 3          

4) 4

А5. К видоизменениям корней НЕ относится(-ятся)

1) корнеплоды

2) корневище

3) воздушные корни

4) корневые шишки

А6. Выберите организм, для которого характерны следующие признаки: многоклеточные животные, имеющие лучевую симметрию и тело, состоящее из двух слоев клеток.

1) амеба

2) пиявка

3) гвдра

4) аскарида

А7. К какому отряду относится изображенное на рисунке насекомое?

 

image9

 

1) двукрылые

2) чешуекрылые

3) жесткокрылые

4) перепончатокрылые

А8. К рудиментарным признакам у человека НЕ относится

1) копчик

2) аппендикс

3) третье веко

4) многососковость

А9. Как называется наружный слой кожи человека?

1) дерма

2) эпидермис

3) гиподерма

4) подкожная клетчатка

А10. На рисунке изображены главные железы внутренней секреции. Укажите, под каким номером обозначена железа, для успешного образования гормонов которой необходим йод.

 

image10

 

1) 1        

2) 2        

3) 3        

4) 4

А11. Рассмотрите рисунок строения позвонка. Под каким номером на рисунке изображен остистый отросток?

 

image11

 

1) 1      

2) 2      

3) 3      

4) 4

А12. У человека с IV группой крови в эритроцитах присутствует(-ют)

1) агглютиноген А   

2) агглютиноген В   

3) агглютиногены АВ

4) агглютиногены отсутсвуют

А13. Обмен веществ между кровью и тканями осуществляется в

1) венах

2) капилярах

3) артериях

4) лимфатических сосудах

А14. Голосовые связки расположены в

1) ротовой полости

2) глотке

3) гортани

4) трахее

А15. Наибольшей энергетической ёмкостью обладают

1) витамины

2) жиры

3) белки

4) углеводы

А16. Укажите зону расположения вкусовых рецепторов, реагирующих на горькое.

 

image12

 

1) 1      

2) 2      

3) 3      

4) 4

А17. Как называется объединение нескольких условных рефлексов в единую цепочку, которая подкрепляется лишь в конце, когда все условно-рефлекторные действия выполнены?

1) инстинкт

2) запечатление

3) рассудочная деятельность

4) динамический стереотип

А18. Источником какого кишечного инфекционного заболевания могут являться просроченные консервы, консервы домашнего приготовления, копчёные, вяленые мясные и рыбные изделия?

1) холеры                                   

2) дизентерии

3) сальмонеллеза                        

4) ботулизма

А19. После того, как утопающего в бессознательном состоянии извлекли из воды, прежде всего необходимо

1) освободить дыхательные пути от воды

2) уложить его на спину и приподнять ноги

3) сделать массаж сердца

4) применить искусственное дыхание

А20. На рисунке изображены рак отшельник и актиния. К какому типу взаимодействий относятся взаимоотношения этих организмов?

 

image14

 

1) паразитизм                            

2) конкуренция

3) симбиоз                                 

4) хищничество

А21. На рисунке изображена пищевая сеть. Каким номером на рисунке обозначены консументы 1-го порядка?

 

image13

 

1) 1        

2) 2        

3) 3        

4) 4

А22. Изучите график роста численности жуков в культуре, начатой с одной пары (По оси х отложено количество прошедших дней, а по оси у — число жуков). Через сколько дней популяция жуков достигнет своей предельной численности и дальнейший её рост прекратится?

 

 

1) 50

2) 150

3) 300

4) 250

А23. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

 

Объект

Процесс

эритроциты

транспортировка кислорода и углекислого газа

...

принимают участие в свёртывании крови

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в данной таблице?

1) тромбоциты                          

2) лейкоциты

3) лимфоциты                           

4) фагоциты

А24. На рисунке представлены (сверху вниз) ихтиозавр, дельфин, акула. Сходство их формы тела и органов движения является результатом

 

image16

 

1) дивергенции

2) конвергенции

3) параллельной эволюции

4) прогрессирующей специализации

 

Часть 2

 

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Какие признаки характерны для хрящевых рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие плавательного пузыря

2) хрящевой скелет

3) отсутствие ребер

4) отсутствие плавательного пузыря

5) наличие жаберных крышек

6) отсутствие жаберных крышек

Ответ: _________________ .

В2. Установите соответствие между костями и типом, к которому они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

КОСТИ

ТИП

А) лопатка

1) плоские

Б) рёбра

2) трубчатые

В) малая берцовая

 

Г) тазовые кости

 

Д) локтевая кость

 

Е) лучевая кость

 

 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

В3. Установите правильную последовательность возникновения важнейших ароморфозов в эволюции растительного мира. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) дифференцировка тканей

2) появление семени

3) возникновение в клетках хлоропластов с хлорофиллом

4) дифференцировка тела растений на корень и побег

5) появление цветка и плода

Ответ: ________________ .

В4. Вставьте в текст «Систематическое положение человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Человек относится к типу хордовых, ______ (А) позвоночных, класс млекопитающих, ______    (Б) приматов, семейству ______ (В), роду Человек, виду ______ (Г)

Перечень терминов:

1) гоминиды

2) подцарство

3) подтип

4) Человек умелый

5) многоклеточные

6) отряд

7) Человек разумный

8) высшие

 

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

Часть 3

 

Для ответов на задания С1—С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

С1. Объясните, почему снижение содержания гемоглобина в крови (анемия) вызывает слабость и головокружение?

Прочитайте текст «Типы желез» и выполните задание С2.

ТИПЫ ЖЕЛЕЗ

Железы — органы, вырабатывающие биологически активные вещества, с помощью которых осуществляется гуморальная регуляция. Выделяют следующие группы желез:

Железы внешней секреции (экзокринные) имеют выводные протоки, через которые выделяют свой секрет на поверхность слизистых оболочек или кожи (слюнные железы, железы желудка, кишечника, печень, молочные, сальные, потовые и др.).

Железы внутренней секреции (эндокринные) не имеют собственных выводных протоков. Выделяемые ими биологически-активные вещества — гормоны — поступают непосредственно в кровь и в небольших концентрациях способны вызвать значительный биологический эффект (гипофиз, щитовидная, паращитовидные железы, надпочечники, эпифиз, вилочковая железа).

Железы смешанной секреции выделяют секретируемые вещества наружу по протокам и непосредственно в кровь. Имеют два типа клеток — одни клетки выделяют гормоны, другие — иные секреты (половые и поджелудочная).

С2. Используя содержание текста «Типы желез» и знания курса, объясните, почему поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции? В чём заключается экзокринная роль поджелудочной железы? В чём заключается эндокринная роль поджелудочной железы?

С3. Изучите таблицу «Продуктивность основных материковых экосистем». Ответьте на вопросы.

 

Таблица

Продуктивность основных материковых экосистем

 

Экосистемы

Общая продукция растений, млрд./т/год

Общая продукция животных, млрд./т/год

Влажные тропические леса

37,4

260

Вечнозелёные леса умеренного пояса

6,5

26

Листопадные леса умеренного пояса

8,4

42

Тайга

9,6

38

Саванна

13,5

300

Тундры и высокогорья

1,1

3

Пустыни и полупустыни

1,6

7

Болота

4,0

32

Озера

0,5

10

Культивируемые земли

9,1

9

 

Какие две экосистемы являются абсолютными лидерами по продуктивности растений и животных? Для какого типа экосистем общая продукция растений минимальна? Какое место занимает тайга по общей продукции растений?





загрузка...
загрузка...