Семенные растения. Органы и ткани высших растений - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ - МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Биология для выпускников школ и поступающих в вузы - Мустафин А. Г. 2015 год

Семенные растения. Органы и ткани высших растений - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ - МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Часть 1

Выберите один правильный ответ.

1. Укажите признак, характерный только для царства Растения:

1) имеют клеточное строение;

2) дышат, питаются, растут, размножаются;

3) поглощают питательные вещества через поверхности тела;

4) питаются готовыми органическими веществами.

2. Растения в отличие от животных в процессе питания не используют:

1) готовые органические вещества;

2) энергию солнечного света;

3) углекислый газ и воду;

4) минеральные соли.

3. Для голосеменных растений в отличие от покрытосеменных характерно:

1) размножение семенами;

2) отсутствие цветка и плода;

3) автотрофное питание;

4) наличие вегетативных органов.

4. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству:

1) розоцветных;

2) бобовых;

3) крестоцветных;

4) лилейных.

5. Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит:

1) от корневого давления и испарения воды листьями;

2) скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам;

3) скорости роста и развития растения;

4) процесса деления и роста клеток корня.

6. Для голосеменных растений в отличие от покрытосеменных характерно:

1) автотрофное питание;

2) размножение семенами;

3) наличие вегетативных органов;

4) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек.

7. Верхушки главных корней рассады капусты при пересадке прищипывают с целью:

1) усиления роста боковых корней;

2) увеличения длины корневых волосков;

3) увеличения числа придаточных корней;

4) повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям.

8. Рост стебля дерева в толщину происходит за счет деления клеток:

1) древесины;

2) сердцевины;

3) камбия;

4) лубяных волокон.

9. Растения с параллельным жилкованием листьев, мочковатой корневой системой, стеблем соломиной относят к семейству:

1) крестоцветных;

2) сложноцветных;

3) лилейных;

4) злаков.

10. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство Розоцветные, так как у них:

1) одинаковые потребности в воде и освещении;

2) сходное строение побегов;

3) цветки имеют сходное строение;

4) стержневая корневая система.

11. К запасным питательным веществам у грибов относят:

1) гликоген;

2) белки;

3) жиры;

4) крахмал.

12. Какая функция отсутствует у листьев растений:

1) образование органических веществ из неорганических;

2) поглощение углекислого газа;

3) поглощение минеральных солей;

4) испарение воды?

13. Отличительный признак растений отдела Покрытосеменные:

1) перекрестное опыление;

2) образование плодов;

3) наличие проводящей ткани;

4) способность к фотосинтезу.

14. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением:

1) к улучшению минерального литания растений;

2) повышению интенсивности фотосинтеза;

3) экономному расходованию воды;

4) улавливанию солнечного света.

15. Ведущая роль растений в природном сообществе состоит:

1) в преобразовании солнечной энергии;

2) обогащении почвы водой и минеральными солями;

3) снабжении всех организмов минеральными веществами;

4) накоплении гумуса, повышении плодородия почвы.

16. Клубень и луковица — это:

1) органы почвенного питания;

2) видоизмененные побеги;

3) генеративные органы;

4) зачаточные побеги.

17. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав:

1) споры;

2) почки;

3) семени;

4) заростка.

18. Большинство лилейных — это:

1) многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами;

2) многолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами;

3) однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой;

4) однолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами.

19. Возникновение сочных плодов у растений можно рассматривать как:

1) приспособление к запасанию органических веществ;

2) запасание минеральных веществ;

3) распространение семян;

4) поглощение воды семенами.

20. К адаптациям у голосеменных растений относят:

1) появление спор;

2) образование плода;

3) образование семян;

4) развитие сосудов древесины.

21. Какова роль цитоплазмы в растительной клетке:

1) защищает содержимое клетки от неблагоприятных условий;

2) обеспечивает избирательную проницаемость веществ;

3) осуществляет связь между ядром и органоидами;

4) обеспечивает поступление в клетку веществ из окружающей среды?

22. Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства:

1) Лилейных;

2) Злаков;

3) Сложноцветных;

4) Пасленовых.

23. Что свидетельствует о более высокой организации грибов по сравнению с бактериями:

1) способность вступать в симбиоз с растениями;

2) наличие в клетках цитоплазмы и оболочки;

3) наличие ядра и митохондрий в клетках;

4) питание готовыми органическими веществами?

24. Околоплодник у плодов цветковых растений образуется:

1) из лепестков;

2) центральной клетки;

3) стенок завязи;

4) покровов семяпочки.

25. Пробка относится:

1) к проводящей ткани;

2) покровной ткани,

3) образовательной ткани;

4) запасающей.

26. Одну семядолю имеет зародыш семени:

1) гороха;

2) лука;

3) перца;

4) фасоли.

27. Рапс и горчицу, имеющих цветок четырехчленного типа и плод стручок, относят к семейству:

1) Сложноцветные;

2) Розоцветные;

3) Крестоцветные;

4) Бобовые.

28. Какая тканевая структура растении участвуют в газообмене:

1) кутикула;

2) трахеиды;

3) чечевички;

4) млечники?

29. Где в корне происходит поглощение воды и растворенных в ней веществ?

1) в зоне корневого чехлика;

2) зоне роста;

3) зоне корневых волосков;

4) зоне проведения?

30. Укажите осевую часть побега:

1) стебель;

2) листья;

3) клубеньки;

4) почки.

31. Укажите видоизменение листьев:

1) лепестки;

2) клубеньки;

3) микориза;

4) семена.

32. Укажите функцию стебля.

1) закрепляет растения в почве;

2) транспорт веществ;

3) является органом фотосинтеза;

4) симбиоз с грибами.

33. Какое образование можно различить на поперечном срезе молодою корня в области зоны всасывания:

1) мезофилл;

2) первичную кору;

3) серцевину;

4) устьица?

34. Как могут быть расположены листьев на стебле:

1) симметрично;

2) сложно;

3) мутовчато;

4) тройчато?

35. Назовите плод с сухим околоплодником:

1) ягода;

2) тыквина;

3) орех;

4) померанец.

36. Укажите часть пестика цветка растений:

1) пыльник;

2) завязь;

3) околоцветник;

4) чашечка.

Часть 2

Задания 1—3 выберите три верных ответа из шести

1. Растения семейства Капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:

1) цветок четырехчленного типа;

2) соцветие кисть;

3) цветок пятичленного типа;

4) соцветие корзинка;

5) плод стручок;

6) плод боб;

7) семядоли.

2. Укажите значение цветка в жизни растения:

1) формируется зародыш;

2) формируются микро- и мегаспоры;

3) образуются зооспоры;

4) образуются гаметы;

5) осуществляется оплодотворение;

6) осуществляет расселение растений.

3. Какие виды расположения листьев на стебле различают:

1) очередное;

2) простое;

3) супротивное;

4) сложное;

5) симметричное;

6) мутовчатое.

При выполнении заданий 4—6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбиков.

4. Установите соответствие между особенностями строения, функции и видом ткани.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ

ВИДЫ ТКАНЕЙ

а) состоят из плотно прилегающих друг к другу клеток;

б) обеспечивают развитие и рост растений;

в) имеют устьица и чечевички;

г) обеспечивают фотосинтез;

д) образованы клетками удлиненной формы, сообщающимися между собой;

е) обеспечивают накопление питательных веществ;

ж) осуществляют газообмен и испарение воды;

з) включают сосуды и ситовидные трубки;

и) осуществляют взаимосвязь между листьями и корнями

1) покровные;

2) проводящие;

3) паренхимы;

4) меристемы

5. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ

СЕМЕЙСТВО

а) число частей цветка кратно пяти;

б) органы большинства растений содержат ядовитые вещества;

в) плоды — ягода или коробочка;

г) чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно;

д) плоды — стручки или стручочки;

е) цветки мелкие, собраны в соцветие корзинку;

ж) цветки обоеполые, трехчленные

1) Сложноцветные;

2) Лилейные;

3) Крестоцветные;

4) Пасленовые

6. Установите соответствие между мужским и женским гаметофитами и частями цветка и процессами их формирования.

ЧАСТЬ ЦВЕТКА, ПРОЦЕСС

ГАМЕТОФИТ

а) формируется внутри завязи пестика;

б) диплоидная клетка семязачатка делится мейозом образуя четыре гаплоидных мегаспоры;

в) ядро микроспоры делится митозом с образованием генеративной и вегетативной клеток;

г) мегаспора три раза делится митозом;

д) образуется в пыльниках тычинок;

е) зародышевый мешок состоит из пяти клеток и содержит центральную диплоидную клетку и яйцеклетку;

ж) в пыльниках в результате мейоза образуются гаплоидные микроспоры

1) мужской гаметофит;

2) женский гаметофит

При выполнении заданий 7—8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

7. Установите последовательность расположения зон молодого растущего корня:

а) корневой чехлик;

б) зона проведения;

в) зона деления (роста);

г) зона корневых волосков (всасывания);

д) зона растяжения.

8. Установите последовательность процессов, ведущих к образованию зародыша семени:

а) образование зиготы;

б) разрыв пыльцевой трубки;

в) попадание пыльцы на рыльце пестика;

г) рост пыльцевой трубки к зародышевому мешку;

д) слияние одного спермия с яйцеклеткой, другого — с центральной клеткой;

е) развитие зародыша;

ж) образование пыльцевой трубки.

Дайте развернутый ответ на задания 1—6.

1. Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.

2. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ в растении? Ответ поясните.

3. Назовите слои стебля многолетнего древесного растения. Какие тканевые элементы формируют различные части стебля и где они расположены?

4. Как после двойного оплодотворения образуются зародыш, эндосперм, семя и плод цветковых растений?

5. Чем отличаются растения от животных? Назовите не менее четырех признаков.

6. Какие ароморфные черты организации покрытосеменных обеспечили их доминирующее положение в природе? Назовите не менее трех.