Вирусы. Бактерии. Низшие и Споровые растения - ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ - МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Биология для выпускников школ и поступающих в вузы - Мустафин А. Г. 2015 год

Вирусы. Бактерии. Низшие и Споровые растения - ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ - МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Часть 1

Выберите один правильный ответ.

1. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между живой и неживой природой:

1) вирусы;

2) бактерии;

3) лишайники;

4) грибы?

2. Д.И. Ивановский, изучая заболевание листьев табака, открыл:

1) бактерии;

2) вирусы;

3) простейших;

4) грибы.

3. Не имеют клеточного строения:

1) бактериофаги;

2) синезеленые;

3) бактерии;

4) простейшие.

4. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина осуществляют:

1) цианобактерии;

2) бактериофаги;

3) хемотрофы;

4) архебактерии.

5. К какой группе относят организмы, в клетках которых ДНК замкнута в кольцо:

1) прокариот;

2) гетеротрофов;

3) грибов;

4) эукариот?

6. Почему бактерии выделяют в особое царство:

1) у бактерий нет оформленного ядра;

2) в клетках бактерий отсутствует цитоплазма;

3) среди них есть только одноклеточные формы;

4) среди них есть паразиты и сапротрофы?

7. Бактерии, включаясь в круговорот веществ в биосфере:

1) образуют плодовые тела в горной местности;

2) нейтрализуют радиоактивные вещества в почве;

3) способствуют образованию известняков;

4) разлагают органические вещества до неорганических.

8. Назовите компонент оболочки не характерный для клетки бактерий:

1) слизистая капсула;

2) цитоплазматическая мембрана;

3) основной компонент клеточной стенки — муреин;

4) основной компонент клеточной стенки — целлюлоза.

9. Чем отличается спора гриба от споры бактерии:

1) представлена только одной клеткой;

2) выполняет функцию размножения;

3) разносится ветром на большое расстояние;

4) служит приспособлением к неблагоприятным условиям среды?

10. Готовыми органическими веществами питаются:

1) мхи;

2) папоротники;

3) водоросли;

4) грибы.

11. Оболочка клетки гриба в отличие от растительной состоит из:

1) клетчатки;

2) хитиноподобного вещества;

3) сократительных белков;

4) липидов.

12. Какие грибы размножаются почкованием:

1) мукор;

2) пеницилл;

3) дрожжи;

4) шампиньоны?

13. Грибы в отличие от растений:

1) не имеют хлоропластов и не способны к фотосинтезу;

2) имеют лизосомы и комплекс Гольджи;

3) не имеют митохондрий и не способны к аэробному дыханию;

4) размножаются только бесполым путем.

14. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями:

1) наличие в оболочках клеток хитина;

2) размножение спорами;

3) потребление готовых органических веществ;

4) минерализация органических остатков?

15. В чем проявляется сходство процессов жизнедеятельности грибов и животных:

1) всасывают минеральные вещества поверхностью тела;

2) накапливают гликоген в клетках;

3) ведут неподвижный образ жизни и расселяются при помощи спор;

4) растут в течение всей жизни?

16. Какие грибы вступают в симбиоз с деревьями:

1) трутовики;

2) головневые грибы;

3) шляпочные грибы;

4) плесневые грибы?

17. Что представляет собой микориза:

1) грибницу, на которой развиваются плодовые тела;

2) совместное обитание гифов гриба и корней растений;,

3) совокупность клеток, выполняющих сходные функции;

4) сложные переплетения гифов между собой.

18. Заболевание туберкулезом легких у человека вызывает:

1) вирус;

2) бактерия;

3) плесневый гриб;

4) амеба.

19. Укажите процессы, происходящие в растении, находящемся в темноте более трех суток:

1) образование глюкозы;

2) фотолиз воды;

3) разложение крахмала;

4) возбуждение молекул хлорофилла.

20. Растения в отличие от животных:

1) размножаются только половым путем,

2) паразитируют в других организмах;

3) запасают в клетках крахмал;

4) прекращают рост в определенной стадии онтогенеза.

21. Наличие в составе лишайника цианобактерий обеспечивает:

1) использование света дли образования питательных веществ;

2) поглощение атмосферной и почвенной влаги;

3) разложение органических соединений до неорганических;

4) защиту от механических повреждений.

22. Лишайники не относят ни к одному из царств живой природы, потому что они:

1) совмещают в себе признаки растений и животных;

2) по типу питания сходны с бактериями и животными;

3) их слоевище представляет собой симбиоз гриба и водоросли;

4) поглощают воду всей поверхностью тела.

23. Что не характерно для слоевища лишайника:

1) гифы мицелия гриба;

2) клетки зеленых водорослей;

3) клетки бурых водорослей;

4) клетки цианобактерий.

24. По какому признаку различные организмы могут быть отнесены к царству Растения:

1) они имеют клеточное строение;

2) их клетки содержат наружную мембрану, ядро и цитоплазму;

3) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ;

4) их клетки содержат хлоропласты, в которых происходит фотосинтез.

25. В жизненном цикле представителей каких низших растений можно встретить преобладание спорофита:

1) зеленые одноклеточные водоросли;

2) зеленые многоклеточные водоросли;

3) бурые водоросли;

4) лишайники?

26. Как объяснить наличие разных пигментов в клетках водорослей:

1) особенностями обмена веществ;

2) местом расположения клеток в теле растения;

3) глубиной водной среды обитания;

4) наличием разных веществ накопленных в цитоплазме клеток?

27. С момента выхода растений на сушу какую тенденцию можно отметить в эволюции высших растений:

1) повышение самостоятельности гаметофита, его усложнение;

2) усложнение и совершенствование спорофита;

3) усиление в оплодотворении роли водной фазы;

4) вытеснение из сред обитания травянистых форм и постепенная их замена на древесные?

28. На основе чего мхи относят к высшим растениям.

1) в процессе обмена веществ мхи расходуют органические вещества;

2) мхи содержат в клетках хлоропласты, в которых осуществляется фотосинтез;

3) клетки мхов имеют ядро, цитоплазму, наружную клеточную мембрану;

4) мхи образованы различными тканями и имеют вегетативные органы?

29. Усложнение в строении папоротников по сравнению с мхами состоит в появлении у них:

1) стеблей;

2) листьев;

3) корней;

4) ризоидов.

30. Образование залежей каменного угля связано преимущественно с древними:

1) моховидными;

2) папоротникообразными;

3) голосеменными;

4) покрытосеменными.

31. Каково происхождение моховидных:

1) древние бурые водоросли;

2) древние папоротники;

3) древние зеленые водоросли;

4) древние бурые водоросли?

32. Назовите предковые формы, давшие в своем развитии плауновидных:

1) древние папоротникообразные;

2) древние моховидные;

3) древние зеленые водоросли;

4) псилофиты.

33. Выберите правильное утверждение:

1) водоросли относят к высшим растениям;

2) в хроматофорах на свету образуется йод;

3) ламинария прикрепляется ко дну ризоидами;

4) клубень картофеля — это видоизмененный корень.

34. Какая стадия в жизненном цикле улотрикса диплоидна:

1) зеленое нитчатое тело;

2) зигота;

3) зооспоры;

4) гаметы?

35. Укажите характерную особенность цикла развития кукушкина льна:

1) размножение спорами;

2) спорофит развивается на гаметофите и получает от него необходимы вещества;

3) независимость оплодотворения от воды;

4) расчлененность на органы спорофита.

36. Выберите правильное утверждение:

1) у папоротников транспорт вод и минеральных солей осуществляют трахеи;

2) у мхов в отличие от папоротников сформировалась развитая проводящая ткань;

3) органические вещества перемешаются из фотосинтезирующих клеток за счет разницы концентрации и давления;

4) в цикле развития хвощей преобладает гаметофит.

Задания 1—3: выберите три верных ответа из шести

1. Из перечисленных ниже признаков выберите характерные для водорослей:

1) тело разделено на стебель корень и листья;

2) эволюционируют преимущественно в воде и полностью освоили ее;

3) глубоководные водоросли прикреплены ко дну корнями;

4) органы размножения одноклеточные;

5) таллом некоторых видов разделен на стеблевую и листовую части;

6) смена поколений зависит от изменений в окружающей среде.

2. Укажите общие признаки папоротникообразных:

1) спорофит редуцирован до небольшого заростка;

2) чередование поколений, при котором доминирует гаплоидное поколение;

3) это первые сосудистые растения, т.е. растения с проводящими тканями ксилемы и флоэмы;

4) гаметофит имеет настоящие корни, стебли и листья;

5) чередование поколений, при котором доминирует спорофит;

6) у спорофита есть настоящие корни, стебли, листья и проводящие ткани.

3. Какими отличительными особенностями обладают вирусы и фаги по сравнению с другими организмами:

1) могут функционировать как в окружающей среде, так и в клетках организма-хозяина;

2) неклеточные формы жизни;

3) вирусы можно выращивать на искусственных питательных средах;

4) могут размножаться только в клетках про- и эукариотических организмов;

5) мельчайшие из живых существ (от 20—3000 нм);

6) характерно развитие и собственный обмен веществ?

При выполнении заданий 4—б установите соответствие между содержанием первого и второго столбиков.

4. Установите соответствие между грибом и характером его питания

ГРИБ

ХАРАКТЕР ПИТАНИЯ

а) пеницилл;

1) сапротрофный;

б) фитофтора;

2) паразитический

в) спорынья;


г) дрожжи;


д) головня;


е) шампиньон


5. Установите соответствие между характерными признаками и отделами растений

ПРИЗНАК

ОТДЕЛ

а) наличие корней;

б) вегетативная форма — диплоидная;

в) вегетативная форма — гаплоидная;

г) спорофит развивается за счет материнского организма;

д) гаметофит развивается самостоятельно и имеет стебель и листья;

е) наличие ризоидов;

ж) размножение спорами, разносимыми ветром и водой;

3) корневая система

1) Моховидные;

2) Папоротники

6. Соотнесите характерные особенности и отделы высших и низших растений:

ОСОБЕННОСТИ и ОТДЕЛЫ

ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

а) тело дифференцировано на органы и ткани,

б) органы размножения одноклеточные;

в) таллом, или слоевище, не дифференцировано на ткани и органы;

г) органы размножения многоклеточные;

д) многоклеточный зародыш;

е) голосеменные;

ж) бурые водоросли;

з) моховидные;

и) красные водоросли;

к) папоротниковидные;

л) покрытосеменные;

м) зеленые водоросли;

н) плауновидные;

о) хвощевидные

1) Высшие растения;

2) Низшие растения

При выполнении заданий 7, 8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

7. Установите последовательность групп растений в порядке их усложнения в процессе эволюции:

а) Голосеменные;

б) Водоросли;

в) Псилофиты;

г) Покрытосеменные;

д) Папоротники;

е) Мхи.

8. Установите последовательность жизненного цикла ДНК-вирусов в клетке:

а) синтез вирусных РНК;

б) проникновение вирусов в клетку в процессе пиноцитоза и фагоцитоза или при различных повреждениях клеточной стенки;

в) репликация ДНК-вируса;

г) выход вирусов из клетки-хозяина;

д) соединение новых молекул вирусной ДНК с вновь синтезированными белками;

е) синтез вирусных белков;

ж) образование новых вирусов;

з) абсорбция вирусов на клеточной поверхности.

Дайте развернутый ответ на задания 1—6.

1. Как размножаются бактерии?

2. Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок:

1) вирус состоит только из ДНК, заключенной в белковую оболочку;

2) вирусы способны инфицировать живые организмы;

3) вне клеток вирусы способны расти и развиваться;

4) вирусы являются паразитами клеток растений и животных;

5) вирусы являются одной из самых распространенных форм существования органической материи на планете.

3. Почему грибы нельзя отнести к царству Растения. Назовите не менее трех признаков.

4. Какие признаки позволяют отнести разнообразные организмы к группе Водоросли? Назовите не менее трех признаков.

5. В чем проявляется усложнение папоротниковидных по сравнению с моховидными? Приведите не менее трех отличий.

6. Как размножаются и развиваются папоротники? Какие условия необходимы для их размножения?