загрузка...


БИОЛОГИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ

ОРГАНЫ, СИСТЕМЫ И АППАРАТЫ ОРГАНОВ

 

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

 

РИТМЫ МОЗГА

 

Интеллект и творчество

 

Память и членораздельная речь являются основой мышления. Мышление - это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление связано с интеллектом (от лат. intellectus - ум, рассудок, разум) человека. Интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т. е. адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Интеллект включает огромное количество факторов, в т. ч. вербальную гибкость и восприятие, пространственную ориентацию, память, способность к рассуждению, быстроту восприятия сходств и различий между предметами и явлениями, их деталями, счетные способности. Различают конкретный интеллект, который позволяет решать ежедневные практические проблемы; абстрактный интеллект, с помощью которого человек способен оперировать абстрактными символами. Абстрактный интеллект связан с разговорной речью. Взаимоотношение между конкретным и абстрактным интеллектом определяется геномом человека. Человек рождается, имея генетически детерминированные определенные врожденные способности (потенциальный интеллект), использование их, решение различных проблем способствует развитию кристаллического интеллекта, который включает знания в различных областях. Иными словами, потенциальный интеллект является основой развития кристаллического, который формируется в результате взаимодействий первого с внешней средой.

Следует особо подчеркнуть, что физическое и психическое состояние матери во время беременности оказывает большое влияние на потенциальный интеллект ребенка. После его рождения важную роль играет питание, психическая стимуляция, количество детей в семье, социальное положение, тип воспитания в семье и многие другие факторы.

В начале XX в. немецкий психолог Штерн разработал концепцию коэффициента интеллектуальности (IQ), согласно которой у нормального ребенка интеллектуальный (умственный) и хронологический возраст совпадают. Сегодня существуют специальные таблицы, позволяющие оценить IQ у людей различных возрастных групп.

Серьезные исследования, проведенные уже во второй половине XX в., показали, что примерно у 70% людей IQ лежит в пределах от 84 до 116 баллов, около 2% страдают умственной отсталостью (IQ < 70), у 13% интеллект снижен (70 - 84), у 13% - повышен (116 - 132) и примерно 2 % имеют очень высокий интеллект - сверходаренные люди. Однако многочисленные исследования, проведенные Терменом, показали, что сверходаренные люди далеко не всегда гениальные художники, ученые, музыканты, писатели. Они удачливы, имеют прекрасное социальное положение, довольны жизнью. И этого вполне достаточно.

Боль и ее восприятие. Боль предупреждает об опасности, грозящей организму. В коже, мышцах, стенках внутренних органов имеются специфические болевые рецепторы - ноцицепторы, воспринимающие боль. Болевые сигналы направляются в мозг по двум путям: «быстрому» и «медленному». Быстрый путь. По миелиновым волокнам импульсы, возникшие в результате болевых раздражений, направляются в зрительный бугор, образуя синапсы с его нейронами, которые по своим аксонам передают импульсы в чувствительные и двигательные зоны коры. Эта боль ощущается как острая, она мгновенно предупреждает мозг об опасности. Болевое ощущение передается быстро, его анализ в коре позволяет мозгу определить локализацию, время и опасность повреждения. Медленный путь. По безмиелиновым волокнам импульсы направляются в ретикулярную формацию, лимбическую систему, гипоталамус и другие структуры мозга, где образуют синапсы с нейронами этих областей. По их отросткам импульс после переключения направляется в кору головного мозга, будучи эмоционально окрашенным. Эта боль воспринимается как ноющая, тупая.

Боль, не являясь эмоцией, оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние человека. Болевые сигналы поступают в кору головного мозга, перерабатываются и направляются в соответствующие подкорковые структуры, в т. ч. и в лимбическую систему, которая создает соответствующее эмоциональное состояние, приводящее к реакции организма. Поэтому восприятие боли человеком зависит не только от силы и характера раздражителя, но и от ее эмоциональной окраски.

В передаче болевых импульсов участвует особый нейромедиатор, называемый нейромодулятором - вещество Р. Болевые импульсы воспринимаются дендритами нейронов спинномозговых узлов, по их аксонам они поступают к нейронам задних рогов

спинного мозга, с которыми образуют синапсы. Эти нейроны вырабатывают вещество Р, которое облегчает передачу болевых импульсов. Хорошо известно, что производные опия, в т.ч. и морфий, являются мощными болеутоляющими средствами. Эти препараты блокируют передачу болевых импульсов.

Некоторые растения и добываемые из них продукты, в первую очередь мак, конопля, орехи кока и др., способны вызывать у человека чувство удовольствия, эйфории, ощущение невесомости. Соответственно, наркотиками называют производные опия, однако к ним относят и другие широко употребляемые препараты (марихуану, гашиш, героин, кокаин, ЛСД, мескалин и др.). Все эти препараты оказывают влияние на головной мозг. Они либо ускоряют передачу чувствительных импульсов, либо, наоборот, блокируют их, либо видоизменяют, либо препятствуют выполнению нормальных функций. Действие наркотиков связано с их влиянием на нейромедиаторы (см. раздел «Нервная ткань»). Их употребление приводит к физической и психологической зависимости человека, привыканию, приходится постоянно увеличивать дозу. В случае физической зависимости организм не может обойтись без наркотика, при его резкой отмене возникает синдром абстиненции, который может привести к смерти. Психологическая зависимость проявляется неудержимым стремлением к использованию наркотика для получения удовольствия. Оба эти вида зависимости могут привести к болезненному пристрастию - рабской зависимости человека от наркотика. Эти препараты представляют реальную опасность для каждого человека и для общества. Применение наркотиков приводит к потере контроля со стороны мозга, нарушениям психики. Наркотики угнетают иммунную систему. Именно наркоманы представляют собой группу повышенного риска заражения СПИДом.






загрузка...
загрузка...