загрузка...

Биология - Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Ответы

1.1. Часть А. А1 – 3. А2 – 3. А3 – 2. А4 – 1. А5 – 2. А6 – 1. А7 – 3. А8 – 2. А9 – 4.

Часть В. В1– 2, 4, 5.

Часть С. С1. Пастер доказывал свою правоту экспериментальным методом исследования. Гипотеза: «Если я создал вакцину против данной болезни, то она должна предохранить, от нее подопытное животное».

1.2. – 1.3. Часть А. А1 – 2. А2 – 2. А3 – 3. А4 – 2. А5 – 4. А6 – 1. А7 – 1. А8 – 4.

Часть В. В1 – 1, 5, 3. В2. А – 2; Б – 1; В – 2; Г – 1; Д – 1; Е – 2.

Часть С. С1 Запах, окраска, наличие нектара, соответствие формы тела насекомых строению опыляемых цветков.

С2 Общее. Каждый уровень представлен биологической системой, обладающей всеми свойствами жизни (клетка, популяция, биогеоценоз, биосфера).

Различия. Уровни отличаются друг от друга сложностью организации и характером взаимодействия составляющих элементов системы. Внутриклеточные взаимодействия элементов менее сложны, чем их взаимодействия в биосфере.

2.1 – 2.2. Часть А. А1 – 2. А2 – 4. А3 – 3. А4 – 4. А5 – 4. А6 – 2. А7 – 3.

Часть В. В1 – 2, 3,5. В2 – 3, 4, 5. ВЗ. А – 1; Б – 2; В – 1; Г – 2; Д – 1; Е – 2.

Часть С. С1 Элементы ответа: зрелые эритроциты человека, ситовидные трубки растений.

С2 Клеточная теория обобщила ряд философских и микроскопических исследований, указывающих на существование элементарной единицы жизни. (Открытие клетки Гуком, открытие одноклеточных животных Левенгуком, открытие клеточного ядра Броуном и т.д.)

Последующие открытия в области цитологии, эмбриологии, генетики подтвердили правоту клеточной теории. Были открыты более тонкие структуры, выявлена их роль в жизни организма.

2.3. 2.3.1. Неорганические вещества клетки. Часть А. А1 – 3. А2 – 3. А3 – 1. А4 – 3. А5 – 2. А6 – 4. А7 – 1.

Часть В. В1 – 3, 5, 6. В2– 3, 4, 5.

Часть С. С1 Высокая температура кипения предохраняет организм от перегрева. Способность к образованию льда, плотность которого меньше плотности воды в жидком состоянии. Поэтому лед плавает. Слой льда в глубоких, не промерзающих до дна водоемах, предохраняет организмы от замерзания. Электропроводность воды обеспечивает передачу нервного импульса в организме. Переход воды в газообразное состояние позволяет организму испарять тепло. Если бы этого не было, температура футболиста или хоккеиста повысилась бы более чем на 11 Сº. (Элементы ответа можно расширить, приводя дополнительные примеры.)

2.3.2. Органические вещества клетки. Углеводы, липиды.Часть А. А1 – 2. А2 – 4. А3 – 3. А4 – 2. А5 – 4.

Часть В. В1 – 2, 3, 4. В2 – 3, 4, 6. ВЗ – 1, 2, 3. В4. А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 2; Е – 1.

Часть С. С1 Молекулы глюкозы слишком малы и легко диффундируют через клеточные мембраны. Крупные же молекулы не проходят через мембраны и откладываются в запас.

С2 Мыло содержит жирные кислоты. Один конец у молекулы жира гидрофобный, а другой гидрофильный. Молекулы мыла растворяют капельки жира (гидрофобными концами), а вода удаляет эти растворы с кожи рук, соприкосаясь гидрофильными концами молекул жира.

2.3.3. Белки, их строение и функции. Часть А. А1 – 1. А2 – 2. А3 – 2. А4 – 3. А5 – 2. А6 – 3.

Часть В. В1 – 1, 3, 4. В2. А – 2; Б – 1; В – 2; Г – 1; Д – 2; Е – 1.

Часть С. С1 В Элементы ответа: низкие температуры замедляют активность бактериальных ферментов, вызывающих порчу продуктов.

С2 При тепловой обработке белок денатурируется, и активность бактериальных ферментов подавляется.

СЗ Специфичность или индивидуальность означает, что белки одного организма отличаются от белков другого организма по последовательности аминокислот. Например, гемоглобин человека немного отличается от гемоглобина шимпанзе, но это не влияет на его функции.

С4 Ошибки допущены в предложениях 2, 3. 1) (2) Каждый фермент катализирует один тип реакций. 2) (3) Геометрическая форма активного центра постоянна, т.к. фермент взаимодействует с конкретным веществом (субстратом).

2.3.4. Нуклеиновые кислоты. Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 2. А4 – 4. А5 – 3. А6 – 3.

Часть В. В1– 3, 5, 6. В2 – 2, 3, 5.

Часть С. С1

1) Проблема хранения наследственной информации. Решение: ДНК состоит из нуклеотидов, последовательность которых хранит и кодирует наследственную информацию.

2) Проблема передачи информации. Решение: ДНК состоит из двух комплементарных цепей и способна к самоудвоению с последующим расхождением по клетке. Решение – сначала наследственная информация удваивается, а затем передается потомству в первоначальном виде.

3) Проблема разнообразия наследственной информации. Каким образом всего 4 нуклеотида определяют различия между организмами? Решение: Количество нуклеотидов в ДНК насчитывает сотни тысяч. Они могут чередоваться в различной последовательности. Новая последовательность нуклеотидов определяет новый набор генетических признаков организма.

С2 1) ДНК – спираль, состоящая из двух комплементарных цепей РНК – одноцепочная молекула. 2) В РНК вместо тиминового нуклеотида находится урациловый нуклеотид. 3) ДНК реплицируется и самоудваивается. РНК не реплицируется в нормальных клетках, но может реплицироваться в вирусах. 4) ДНК хранит, кодирует и передает генетический материал, а РНК передает информацию и транспортирует аминокислоты к месту синтеза белка.

2.4. 2.4.1. Часть 1. А1 – 1. А2 – 4. А3 – 3. А4 – 2. А5 – 4. А6 – 4. А7 – 2.

Часть В. В1 – 2, 4, 5. В2 – 1, 3, 6. ВЗ. А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 1; Д – 2; Е – 2.

В4

Часть С. С1 Доказательство может быть построено на следующих положениях.

Клетка состоит из множества взаимодействующих между собой элементов.

Отсутствие хотя бы одного из существенных элементов нарушает жизнеспособность системы (без ядра, митохондрий или хромосом клетка лишается важных функций).

Клетка открыта для обмена веществами, энергией и информацией. Процессы поступления и выведения веществ регулируются клеткой и находятся в относительном равновесии. Нарушение этого равновесия ведет к угнетению жизнедеятельности клетки.

2.5. 2.5.1. – 2.5.2. Энергетический и пластический обмен. Часть А. А1– 3. А2 – 4. А3 – 3. А4 – 1. А5 – 3. А6 – 4. А7 – 3.

Часть В. В1 – 1, 4, 6. В2. А – 1; Б – 1; В – 2; Г– 1; Д – 2; Е – 2. ВЗ. Б, В, А, Е, Д, Г.

Часть С. С1 1) На дистанциях у спортсменов возникает нехватка кислорода. 2) Начинает накапливаться молочная кислота в мышцах, что вызывает их усталость. 3) Спортсмен начинает чаще дышать, учащается сердцебиение. Кислорода поступает больше, и молочная кислота расщепляется до конечных продуктов распада быстрее.

2.5.3. Фотосинтез и хемосинтез.Часть А. А1 – 2. А2 – 2. А3 – 1. А4 – 1. А5 – 2. А6 – 3.

Часть В. В1 – 1, 3, 5. В2 – 3, 4, 5.

Часть С. С1 В растение должны поступать вода, углекислый газ и энергия солнечного света. Кроме того, в листьях должен присутствовать НАДФ, который начнет принимать возбужденные электроны молекулы хлорофилла.

С2 Широкая и плоская поверхность большинства листьев позволяет максимально эффективно улавливать свет. Наличие устьиц обеспечивает газообмен. Проводящие сосуды – жилки, обеспечивают доставку воды. Мякоть листа состоит из фотосинтезирующей ткани, клетки которой богаты хлорофиллом.

2.6. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Часть А. А1 – 3. А2 – 3. А3 – 2. А4 – 1. А5 – 3. А6 – 4. А7– 3. А8 – 1.

Часть В. В1.А – 1; Б – 2; В – 1; Г – 2; Д – 1; Е – 2.

Часть С. С1. ЛЕЙ – ИЛЕ – АЛА – ГЛИ.

С2. Этапами биосинтеза белка считаются: транскрипция – снятие информации с ДНК молекулой и-РНК, трансляция – снятие информации с и-РНК молекулами т-РНК, формирование полипептидной цепи, окончание синтеза посредством стоп-кодонов.

2.7. Клетка – генетическая единица живого. Часть А. А1 – 1. А2 – 2. А3 – 3. А4 – 2. А5 – 3. А6 – 3. А7 – 2. А8 – 4. А9 —3. А10 – 3.

Часть В. В1 – 1, 3, 4. В2 – 2, 3, 5. В3 – Б, Г, Д, А, В, Е.

Часть С. С1 В основе этих процессов лежит митоз.

С2 Биологический смысл этих процессов заключается в сохранении наследственной информации в потомстве материнской соматической клетки. Поэтому эта информация сначала удваивается, а затем снова распределяется между двумя дочерними клетками поровну.

Мейоз.Часть А. А1 – 3; А2 – 4; А3 – 2; А4 – 1; А5 – 1; А6 – 3; А7 – 2; А8 – 4.

Часть В. В1 – 1, 2, 3. В2 А – 2. Б – 1. В – 2. Г – 1. Д – 2. Е – 1. В3 – Б, А, В, Д, Г.

Часть С. С1 В процессе мейоза происходят конъюгация и перекрест хромосом, а также их независимое распределение по гаметам. Это и приводит к появлению новых генетических комбинаций у потомков.

С2 В результате митоза из каждой диплоидной соматической клетки образуются две такие же диплоидные соматические клетки. В результате мейоза образуются гаплоидные гаметы или споры высших растений, наследственная информация которых отличается от первоначальной наследственной информации родителей. Митоз поддерживает неизменность наследственной информации, а мейоз, наоборот, направлен на создание новых генетических комбинаций.

3.1—3.2. Воспроизведение организмов. Часть А. А1 – 3. А2 – 1. А3 – 3. А4 – 2. А5 – 4. А6 – 1. А7 – 2. А8 – 3. А9 – 4. А10 – 3.

Часть В. В1– 1, 3, 6. В2 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 1; Д – 2; Е – 2. В3 – В, Б, Г, А, Д.

Часть С. С1Эндосперм – это запас питательных веществ для развития зародыша. Чем этот запас больше, тем лучше. Все клетки растения развиваются из диплоидного ядра, а эндосперм – из триплоидного ядра, возникшего при слиянии спермия и полярных ядер центральных клеток.

С2 Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5. 1) 1 – пыльцевые зерна гаплоидны.

2) 4 – спермии образуются из генеративного ядра. 3) 5 – зигота диплоидна.

3.3. Онтогенез. Часть А. А1 – 3. А2 – 3. А3 – 2. А4 – 2. А5 – 3. А6 – 4. А7 – 2. А8 – 3. А9 – 1. А10 – 1.

Часть В. В1– 2, 3, 5. В2 – 2, 5, 6. В3 А – 1; Б – 3; В – 2; Г – 1; Д – 3; Е – 1; Ж – 2.

Часть С. С1 Такие насекомые, как прямокрылые, стрекозы, тли развиваются без метаморфоза, т.е. из яйца развивается личинка, постепенно превращающаяся во взрослую форму – имаго. Жуки, бабочки, мухи и другие насекомые развиваются с метамо– рофозом и проходят в своем развитии стадию куколки.

3.4—3.5. Законы Г. Менделя и их цитологические основы.Часть А. А1 – 3. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 1. А5 – 2. А6 – 1. А7 – 2. А8 – 1. А9 – 1. А10 – 3. АН – 4.

Часть С. С1 1) При скрещивании гомозиготных по доминантным признакам родителей с генотипами ААвв × ААВВ родятся все дети с римскими носами и полными губами.

2) При скрещивании гетерозиготных по доминантным признакам родителей с генотипами Аавв × АаВв родятся дети с римским носами и полногубые, с римскими носами и тонкогубые, с прямыми носами и тонкогубые, с прямыми носами и полногубые.

Дети, имеющие оба доминантных гена, будут с римскими носами и полногубые.

Дети с одним доминантным геном будут либо с римским носом и тонкогубые, либо с прямым носом и полногубые, дети гомозиготные по двум рецессивным признакам будут иметь прямой нос и тонкие губы.

3. Можно проанализировать скрещивание гетерозиготного по доминантному признаку отца и гетерозиготную по одному из признаков (А или В) мать. Таким образом, можно проанализировать еще два случая скрещивания.

Хромосомная теория наследственности.Часть А. А1 – 1. А2 – 3. А3 – 2. А4 – 3. А5 – 1. А6 – 3. А7 – 4. А8 – 4.

Часть С. С1

Вероятность появления внука дальтоника в данном случае 25% .

У сыновей, которые женятся на здоровых по данному признаку женщинах, детей-дальтоников не будет.

3.6. 3.6.1.Часть А. А1 – 1. А2 – 4. А3 – 2. А4 – 2. А5 – 1. А6 – 1. А7 – 4. А8 – 3.

Часть В. В1– 1, 3, 4. В2 – 1, 3, 4. В3 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 1; Д – 2; Е – 2.

Часть С. С1 Искусственный мутагенез используется в исследовательских целях, а также в работе селекционеров. В качестве мутагенов применяются рентгеновские лучи, ионизирующая радиация, различные химические агенты – колхицин, йод, никотин и т.д. Искусственный мутагенез применялся Б.Л. Астауро– вым для выведения продуктивных пород тутового шелкопряда, для выведения полиплоидных форм растений, эффективным оказался колхицин, повышавший плоидность генома картофеля, томатов, используя рентгеновское излучение, вывели сорт яровой пшеницы Новосибирская 67.

С2 Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6. 1)(1) Модификационная изменчивость не изменяет генотип организма. 2) (4) Модификационные изменения не наследуются. 3) (6) Каждый признак обладает своей нормой реакции.

3.7.1. Мутагены, мутагенез.Часть С. С1 Р Аавв × ааВВ;

F АаВв, ааВв – 50% детей унаследуют хорею, а 50% будут здоровы по исследуемым признакам. Все дети гетерозиготны по гену фенилкетонурии.

С2

Все вздорные члены семьи гетерозиготны – Аа. Все мягкие по характеру члены семьи – рецессивные гомозиготы.

3.8.1.—3.8.3. Генетика и селекция.Часть А. А1 – 1. А2 – 4. А3 – 2. А4 – 2. А5 – 3. А6 – 1. А7 – 2. А8 – 4. А9 – 3.

Часть В. В1А – 2; Б – 2; В – 2; Г – 1; Д – 1; Е – 1.

Часть С. С1 При инбридинге повышается гомозиготность организма, благодаря чему закрепляются полезные качества родителей, но увеличивается и частота вредных или летальных рецессивных гомозигот.

Полиплоидия направлена на преодоление бесплодия у гибридов, полученных в результате отдаленной гибридизации. У полиплоидных гибридов конъюгация хромосом и обмен генами происходит между хромосомами одного вида, что приводит к восстановлению плодовитости.

3.9. Биотехнология. Часть А. А1 – 2. А2 —3. А3 – 1.

Часть С. С1Этот страх связан отчасти с непониманием того, что такое трансгенные продукты, отчасти обоснован. Трансгенные продукты это продукты, полученные из генномодифицированных растений или животных. Их получение связано с пересадкой определенного гена, взятого у бактерий. Пример: картофель устойчивый к колорадскому жуку, был создан путем введения в растения гена, выделенного из ДНК клетки почвенной тюрингской бациллы, вырабатывающий белок, ядовитый для колорадского жука. Использовали посредника – клетки кишечной палочки. Листья картофеля стали вырабатывать белок, ядовитый для жуков. Опасность может заключаться в неожиданном действии белков, координируемых пересаженным геном на человека. Однако все возможные последствия пересадки генов тщательно проверяются в длительных экспериментах.

4.1. Систематика. Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 2. А4 – 4. А5 —3. А6 – 4. А7 – 4. А8 – 1.

Часть В. В1 – 3, 5, 6. В2 – 4, 5, 6. В3 А– 1; Б – 2; В – 2; Г – 1; Д – 1; Е – 2. В4 – А, Д, Б, Г, В.

Часть С. С1 Тип Хордовые, класс Млекопитающие, отряд Хищные, семейство Собачьи, род Собака, вид собака домашняя, индивидуум Рекс.

4.2. Царство Бактерии. Часть А. А1 – 2. А2 – 4. А3 – 1. А4 – 4. А5 – 3. А6 – 3. А7 – 2. А8 – 2. А9 – 3. А10 – 3.

Часть В. В1 – 1, 4, 5. В2 – 4, 5, 6.

Часть С. С1 В тепле ферменты бактерий становятся активнее и вызывают порчу продуктов. Холод снижает активность бактерий.

С2 Для стерилизации операционных их облучают ультрафиолетом. Хирурги тщательно моют руки с мылом и спиртом. Хирургические инструменты стерилизуют при высоких температурах в автоклавах. Пастеризуют и стерилизуют молоко, консервы. Антибиотики помогают вылечить инфекционные заболевания.

СЗ Вирусы не имеют клеточного строения. Они не ведут самостоятельного образа жизни. Свойства живых организмов они проявляют только в организме хозяина.

С4 Органические вещества поступают в растении от листьев к корням. Бактериям необходимы эти вещества для их жизнедеятельности. Питаясь сахарами, бактерии размножаются, ткани растения разрастаются. Образуются клубеньки.

4.3. Царство Грибы. Часть А. А1 – 1. А2 – 4. А3 – 2. А4 – 3. А5 – 1. А6 – 1. А7 – 2. А8 – 3. А9 – 2. А10 – 3.

Часть В. В1 – 3, 4, 6. В2 – 4, 5, 6.

Часть С. С1 Грибы – это одноклеточные и многоклеточные эукариотические организмы. Грибы объединены в отдельное царство, т.к. их клеточные стенки содержат хитиноподобное вещество; их способ питания сближает грибы с животными, однако способ поглощения пищи больше похож на питание растений. Хлоропластов, как и других пластид у грибов нет. Растут грибы в течение всей жизни, что сближает их с растениями. Среди грибов встречаются как симбиотические, так и паразитические формы.

С2 Белый гриб – представитель шляпочных грибов и состоит из надземной части – плодового тела и подземной части – разветвленного мицелия (грибницы). Плодовое тело состоит из ножки и шляпки, в нижней части которой образуются споры. Размножается гриб, как спорами, так и грибницей. Белый гриб питается гетеротрофно, т.е. готовыми органическими веществами, и образует микоризу с близко растущими деревьями.

4.4.1.—4.4.5. Царство Растения.Часть А. А1 – 4. А2 – 4. А3 – 1. А4 – 4. А5 – 2. А6 – 3. А7 – 4. А8 – 2. А9 – 2. А10 – 3. А11 – 2. А12 – 3.

Часть В. В1 – 1, 3, 4. В2 – 1, 2, 5. В3 —Г, Б, А, В. В4 – Б, А, Д, Г, Е, В.

Часть С. С1 Клетки растений имеют плотную целлюлозную оболочку, пластиды, вакуоли с клеточным соком. У животных этих структур нет. Растения – автотрофные по способу питания организмы, запасающие крахмал, а не гликоген. Животные – гетеротрофные организмы. Для растений характерны неподвижность и неограниченный рост в течение всей жизни. Животные, как правило, подвижны и ограничены в росте.

С2 Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6. 1) (1) Растения для создания органических веществ используют световую энергию. 2) (4) В процессе дыхания растения выделяют углекислый газ и поглощают кислород. 3) (6) Все растения образуют систематическую группу – Царство.

СЗ Появление цветка способствовало: 1) защите зародыша от неблагоприятных условий окружающей среды; 2) привлечению насекомых и других опылителей; 3) распространению пыльцы различными способами; 4) образованию плодов и семян, распространяющихся различными способами.

4.5.1.—4.5.3. Многообразие растений.Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 3. А5 – 1. А6 – 2. А7 – 4. А8 – 1. А9 – 3. А10 – 3. А11 – 1. А12 – 4. А13 – 3. А14 – 2. А15 – 3.

Часть В. В1 – 2, 5, 6. В2 – 2, 3, 6. В3 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 2; Е – 1. В4 – А, Г, Б, Д.

Часть С. С1 От размножения спорами растения перешли к размножению семенами. Свелась к минимуму зависимость процессов оплодотворения от воды. Появились настоящие проводящие ткани. У покрытосеменных растений возник цветок и процессы двойного оплодотворения.

С2 Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5. 1) (1) Растения делятся на классы на основании строения семени, корневой системы и жилкования листьев. 2) (3) Главными органами цветка являются тычинки и пестик(и). 3) (5) Колос и початок – это соцветия, а не плоды.

4.6.1—4.6.2. Царство Животные.Часть А. А1 – 2. А2 – 1. А3 – 3. А4 – 3. А5 – 2. А6 – 2. А7 – 4. А8 – 2. А9 – 2. А10 – 3. А11 – 4. А12 – 4.

Часть В. В1 – 1, 2, 5, 6. В2 А – 2; Б – 2; В – 1; Г – 1;д2; Е – 1.

Часть С. С1 1. В молоке очень быстро размножаются молочнокислые бактерии. 2. Инфузории питаются молочнокислыми бактериями.

С2 Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.

1) (1) Простейшие обитают в пресных и соленых водах, почве, других организмах.

2) (3) Клетки простейших имеют разную и не всегда постоянную форму тела.

3) (5) Непереваренные остатки пищи удаляются через порошицу или удаляются вместе с пищеварительной вакуолью.

4.6.3. Тип Кишечнополостные.Часть А. А1 – 2. А2 – 4. А3 – 2. А4 – 3. А5 – 1. А6 – 3. А7 – 2. А8 – 3. А9 – 4.

Часть В. В1– 2, 3, 5, 6.

Часть С. С1 Кораллы нуждаются в воде, насыщенной кислородом, и в пище – т.е. в мельчайших животных, попадающихся им в щупальца. На кораллах должны жить водоросли, которым в свою очередь необходим свет для успешного фотосинтеза. Животным, живущим на рифах, необходим кислород и пища, которой в глубине значительно меньше.

4.6.4. Тип Плоские черви.Часть А. А1 – 4. А2 – 1. А3 – 3. А4 – 4. А5 – 4. А6 – 1. А7 – 3. А8 – 3. А9 – 2. А10 – 2.

Часть В. В1 – 1, 3, 4. В2 А – 1; Б – 2; В – 2; Г – 1;д 1;Е – 1.

Часть С. С1 У планарий, как свободноживущих животных аэробный обмен веществ, а у ленточных, ведущих паразитический образ жизни, – анаэробный.

С2 Перечислите меры предупреждения заражения плоскими гельминтами.

Элементы ответа. Для профилактики заражения плоскими червями не рекомендуется пить воду из водоемов, к которым ходит на водопой скот. Не мыть посуду водой из этих водоемов. Также нужно хорошо прожаривать и проваривать мясо крупного рогатого скота и свиней.

4.6.5. Тип Круглые черви.Часть А. А1 – 1. А2 – 1. А3 – 3. А4 – 2. А5 – 1. А6 – 3. А7 – 4. А8 – 1. А9 – 3. А10 – 2. А11 – 2.

Часть В. В1 – 2, 4, 5. В2 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 2; Е – 1. В3 – 2, 1, 4, 3, 5.

Часть С. С1 Высокая температура убивает яйца остриц.

С2 1) Появление первичной полости тела привело к отделению наружных покровов от пищеварительной системы. 2) Жидкость первичной полости осуществляет транспорт питательных веществ и газообмен.

4.6.6. Тип Кольчатые черви.Часть А. А1 – 2. А2 – 3. А3 – 2. А4 – 1. А5 – 2. А6 – 3. А7 – 1. А8 – 2. А9 – 4. А10 – 1.

Часть В. В1 – 1, 2, 3. В2 А – 2; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 1; Е – 2.

Часть С. С1 Целом – это вторичная полость тела многоклеточных животных, которая появилась у кольчатых червей. Это пространство между стенкой тела и внутренними органами, заполненная жидкостью. Целомическая жидкость омывает внутренние органы и вместе с кровью участвует в транспорте и выведении питательных веществ и газообмене.

4.6.7. Тип Моллюски.Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 1. А5 – 2. А6 – 3. А7 – 1. А8 – 4. А9 – 1.

Часть В. В1 – 2, 5, 6. В2 – 1, 3, 4.

Часть С. С1 Моллюски, в основном, пресноводные и морские животные. У них есть мантийная полость и мантия. В мантийную полость открываются выводные отверстия некоторых внутренних органов – выделения, половых, пищеварения. Большинство моллюсков дышат жабрами. У наземных форм – дыхание легочное. Сердце трехкамерное, хотя у многих видов количество желудочков и предсердий может меняться. Кровеносная система незамкнутая. Хорошо развита нервная система. Большинство моллюсков раздельнополые животные, реже – гермафродиты.

4.6.8. Тип Членистоногие.Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 1. А4 – 2. А5 – 3. А6 – 1. А7 – 1. А8 – 3. А9 – 1. А10 – 4. А11 – 3.

Часть В. В1 – 1, 3, 6. В2 А – 1; Б – 1; В – 3; Г – 1; Д – 2; Е – 3; Ж – 2. В3 – 3, 4, 1, 2.

Часть С. С1 К членистоногим относятся Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.

Их тело покрыто хитиновым покровом и разделено на отделы. Систематическим признаком членистоногих является количество пар конечностей. У ракообразных их число различно. У паукообразных 4 пары, у насекомых – 3 пары конечностей.

Общими признаками являются: развитая нервная система и наличие органов чувств, незамкнутая кровеносная система, раздельнополость. Отличаются представители разных классов степенью сегментации тела, органами дыхания, выделения, особенностями размножения и развития. Роль членистоногих в природе разнообразна. Они выполняют полезные функции, но многие наносят серьезный ущерб здоровью человека, сельскому хозяйству.

С2 Можно попытаться усилить активность имеющихся ядохимикатов, т.к. устойчивость насекомых повысилась в результате естественного отбора особей с мутациями, повышающими устойчивость к определенным ядохимикатам, то следует создать новые ядохимикаты.

4.7.1.—4.7.2. Тип Хордовые. Класс Рыбы.Часть А. А1 – 3. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 1. А5 – 3. А6 – 2. А7 – 2. А8 – 3. А9 – 4. А10 – 1.

Часть В. В1 – 3, 4, 6. В2 – 1, 2, 6. В3 А – 2; Б – 2; В – 1; Г – 1; Д – 1; Е – 2.

Часть С. С1 Глубоководные рыбы запасают кислород в плавательном пузыре.

На глубине растворимость кислорода в крови значительно меньше, чем у поверхности, и он с трудом усваивается организмом. Поэтому его необходимо запасать.

С2 Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5. 1) (2) Хорда – хрящевой тяж, а не костный.

2) (3) Подтип Беспозвоночные не включает хордовых животных. Тип Хордовые делится на 2 подтипа – Позвоночные и Бесчерепные. 3) (5) Все хордовые – двусторонне-симметричные животные.

4.7.3. Класс Земноводные.Часть А. А1 – 2. А2 – 4. А3 – 1. А4 – 2. А5 – 1. А6 – 3. А7 – 2. А8 – 3. А9 – 4.

Часть В. В1 – 1, 3, 6. В2 – 2, 3, 4, 6. В3 А – 1; Б – 1; В – 1; Г – 2; Д – 2; Е – 2.

Часть С. С1 Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 6. 1) (1) Земноводные примитивные наземные позвоночные животные. 2) (2) Яйцеклетки земноводных не имеют защитных оболочек. 3) (6) Голова подвижно соединена с туловищем, т.к. есть один шейный позвонок.

С2 К основным ароморфозам земноводных относятся следующие: легочное дыхание, возникновние второго круга кровообращения и трехкамерного сердца, появление пятипалых рычажных конечностей. Можно упомянуть о таких менее крупных изменениях, как появление внутреннего уха, возникновение шейного позвонка, появление век.

4.7.4. Класс Пресмыкающиеся.Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 1. А4 – 2. А5 – 4. А6 – 2. А7 – 1. А8 – 2. А9 – 3. А10 – 4. А11 – 4.

Часть В. В1 – 2, 3, 4. В2 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 1; Д – 2; Е – 2.

Часть С. С1 У пресмыкающихся, по сравнению с амфибиями, головной мозг больше и имеется зачаток коры больших полушарий; шейный отдел более подвижен а, следовательно, лучше используются органы чувств; более совершенный механизм исключительно легочного дыхания; более мощные конечности; яйца, покрытые оболочкой и лучше защищенные от врагов и условий среды.

4.7.5. Класс Птицы.Часть А. А1 – 2. А2 – 3. А3 – 1. А4 – 3. А5 – 1. А6 – 1. А7 – 2. А8 – 2. А9 – 3. А10 – 4. А11 – 3.

Часть В. В1 – 1, 3, 4. В2 – 2, 4, 6. В3 А – 1; Б – 2; В – 1; Г – 2; Д – 2; Е – 1.

Часть С. С1 1. Чем выше обмен веществ, тем интенсивнее удаляются продукты распада. Это способствует облегчению полетного веса тела. 2. Воздушные полости в костях облегчают вес тела. 3. Короткий задний отдел кишечника также способствует уменьшению веса тела, т.к продукты пищеварения в этом отделе надолго не задерживаются.

4.7.6. Класс Млекопитающие.Часть А. А1 – 1. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 1. А5 – 4. А6 – 1. А7 —3. А8 – 2. А9 – 3. А10 – 2.

Часть В. В1 – 3, 4, 5. В2 – 1, 2, 4. В3 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 2; Е – 1.

Часть С. С1 1). У млекопитающих лучше, чем у других животных развита кора головного мозга, органы чувств, система терморегуляции.

2) Высокоорганизованные млекопитающие (настоящие звери) единственный класс плацентарных живородящих животных, вскармливающих детенышей молоком.

3) У высокоорганизованных млекопитающих быстро формируются условные рефлексы, усложняется поведение, формируются первая и вторая сигнальные системы.

С2 Подкожный жир снижает удельный вес и плотность тела животного. Это помогает ему плавать. Кроме того, жир является хорошим теплоизолятором и терморегулятором.

5.1. Человек и его здоровье. Ткани. Часть А. А1 – 1. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 2. А5 – 3. А6 – 2. А7 – 3. А8 – 1. А9 – 1. А10 – 2.

Часть В. В1 – 2, 3, 5. В2 А – 1; Б – 2; В – 1; Г – 2; Д – 1; Е – 2.

5.1.2. Пищеварительная система.Часть А. А1 – 3. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 4. А5 – 3. А6 – 4. А7 – 1. А8 – 3. А9 – 4.

Часть В. В1 – 3, 4, 6. В2 – 1, 4, 6. В3 – Б, Г, А, В, Е, Д, Ж, 3.

Часть С. С1 Чувство голода возникает при отсутствии пищи. Аппетит зависит от привычек, психологических особенностей человека, вида и вкуса пищи, сервировки стола и т.д.

С2 В пищеварительном тракте пища механически и химически обрабатывается пищеварительными соками, в состав которых входят ферменты, кислоты, основания. Пища продвигается по тракту, и продукты ее расщепления, а также вода и минеральные соли всасываются в кровь и лимфу. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма.

5.1.3. Дыхательная система.Часть А. А1 – 1. А2 – 1. А3 – 3. А4 – 1. А5 – 3. А6 – 4. А7 – 1. А8 – 2. А9 – 2.

Часть В. В1 – 3, 5, 6. В2 – Б, А, Е, В, Д, Г.

Часть С. С1 В результате нарушения герметичности плевральной полости давление в ней станет равно атмосферному. Легкое не сможет расширяться при вдохе. Возбуждение от него не будет передаваться к дыхательному центру и далее к дыхательным мышцам. Легкое останется неподвижным до восстановления герметичности в плевральной полости.

С2 При легочном газообмене в кровь диффундирует кислород атмосферного воздуха. Он связывается с гемоглобином крови, превращаясь в оксигемоглобин. Углекислый газ диффундирует из легких в атмосферу. При тканевом газообмене кислород поступает из крови в ткани, а углекислый газ выводится из них в составе солей и поступает в плазму крови.

СЗ При заболевании дыхательных путей затрудняются такие процессы, как поступление воздуха к легким, снижение количества поступающего к тканям кислорода. Нехватка кислорода ведет к нарушению работы мышц, сердечно-сосудистой системы, мозга. В результате возникают общее утомление, инфаркты, инсульты и другие заболевания.

5.1.4. Выделительная система. Часть А. А1 – 3. А2 – 2. А3 – 2. А4 – 4. А5 – 1. А6 – 4. А7 – 1. А8 – 3. А9 – 1. А10 – 4.

Часть В. В1 – 1, 3, 5. В2 – 3, 4, 6.

5.2. 5.2.1. Опорно-двигательная система.Часть А. А1 – 4. А2 – 3. А3 – 3. А4 – 2. А5 – 2. А6 – 3. А7 – 1. А8 – 3. А9 – 3. А10 – 4.

Часть В. В1 – 2, 3, 4. В2 – А – 2; Б – 3; В – 2; Г – 1; Д – 2Е – 1.

Часть С. С1 В скелете человека в связи с прямохождением появились 4 изгиба позвоночника, сводчатая стопа, широкий таз, более массивный нижний отдел позвоночника, ноги стали длиннее рук. В связи с трудовой деятельностью освободились верхние конечности, развилась кисть, большой палец противопоставлен остальным. Пальцы стали совершать более тонкие движения по сравнению с предками человека. Объем мозговой части черепа значительно увеличился.

С2 Рекомендуется есть молочно-кислые продукты, содержащие кальций. Полезна рыба, т.к. в ней содержится фосфор и витамин Б, укрепляющий скелет. Вредна жирная пища, т.к. возможное ожирение приведет к различным заболеваниям обмена, в том числе и болезням опорно-двигательной системы. Необходимы разумные физические тренировки, занятия физкультурой. Необходимо следить за осанкой, чтобы избежать искривления позвоночника.

5.2.2. Кожа, ее строение и функции.Часть А. А1 – 2. А2 – 1. А3 – 4. А4 – 3. А5 – 3. А6 – 1. А7 – 2.

Часть В. В1 – 1, 3, 5.

Часть С. При уменьшении теплопродукции (например, в жару) увеличивается теплоотдача. При увеличении теплопродукции (в холод), уменьшается теплоотдача.

5.2.3. Кровь и лимфообращение.Часть А. А1 – 3. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 2. А5 – 2. А6 – 3. А7 – 3. А8 – 4. А9 – 2. А10 – 1. А11 – 2. А12 – 1. А13 – 4.

Часть В. В1 – 3, 4, 6. В2 – 1, 4, 5. В3 А – 2; Б – 1; В – 2; Г – 1; Д – 2; Е – 1. В4 – Б, Г, В, А.

Часть С. С1 1) Избыток кислорода приводит к сужению сосудов мозга. 2) Сужение сосудов может вызвать их спазм и нарушить кровообращение мозга.

С2 1) При перетяжке пальца нарушается поступление в его сосуды артериальной крови, и происходит отток венозной – палец «багровеет». 2) Увеличивается количество межтканевой жидкости – палец светлеет.

СЗ При нарушении работы трехстворчатого клапана кровь будет забрасываться в правое предсердие и в полые вены. Это может привести к застою крови в большом круге кровообращения, отекам рук, ног. Сердце начнет работать с большей нагрузкой, чтобы обеспечить окисленной кровью органы и ткани.

5.2.4. Размножение и развитие организма человека. Часть В. В1– В, Г, А, Б, Д. В2 – Б, А , В, Г.

5.3.1. Внутренняя среда организма.Часть А. А1 – 4. А2 – 1. А3 – 2. А4 – 1. А5 – 3. А6 – 4. А7 – 1. А8 – 1. А9 – 2. А10 – 3. А11 – 3. А12 – 1. А13 – 2. А14 – 2. А15 – 3. А16 – 1. А17 – 1. А18 – 3. А19 – 4. А20 – 3.

Часть В. В1 – 2, 3, 4. В2 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 3; Д – 1.

Часть С. С1 1) Возбудители каждого заболевания специфичны, т.е. выделяют определенный антиген. 2) Антитела, связывающие антиген, строго специфичны к нему и не способны связывать другие антигены. Пример: антигены чумных бактерий не будут связываться антителами, вырабатывающимися против возбудителей холеры.

С2 Нет не правильно, т.к. в целях профилактики вводится вакцина, а не сыворотка, содержащая готовые антитела.

5.3.2. Обмен веществ.Часть А. А1 – 2. А2 – 1. А3 – 1. А4 – 2. А5 – 4. А6 – 4. А7 – 3. А8 – 3. А9 – 2. А10 – 4. А11 – 2.

Часть В. В1 – 3, 4, 5. В2 А – 1; Б – 2; В – 3; Г – 1; Д – 2; Е – 3. В3 – А, Г, В, Д, Б.

Отвечая на этот вопрос, следует обобщить знания о строении и основных функциях органических веществ и затем объяснить, почему их запасы должны постоянно пополняться.

1) Органические вещества постоянно расщепляются в процессе обмена веществ.

2) Органические вещества являются источниками пищи и энергии, которые необходимы для жизнедеятельности любого организма, а также строительного материала организма.

3) Так как пища и энергия постоянно расходуются, то нужно пополнять их источники, т.е. органические вещества.

4) Такие органические соединения, как ферменты, необходимы для всех биохимических реакций.

5.4.1. Нервная и эндокринная системы.Часть А. А1– 1. А2 – 4. А3 – 3. А4 – 2. А5 – 3. А6 – 3. А7 – 1. А8 – 4. А9 – 1. А10 – 3. А11 – 2. А12 – 2. А13 – 4.

Часть В. В1 – 2, 3, 4. В2 – 1, 4, 6.

5.4.2. Строение и функции ЦНС.Часть А. А1 – 4. А2 – 3. А3 – 1. А4 – 4. А5 – 1. А6 – 2. А7 – 4. А8 – 2. А9 – 1. А10 – 1.

Часть В. В1 – 1, 3, 4. В2 А – 1; Б – 2; В – 2; Г – 1; Д – 1; Е – 2. В3 – Г, В, Б, Д, А, Е.

Часть С. С1Ошибки допущены в предложениях 2, 4, 6. 1) (2) Нервная система человека делится на центральную и периферическую. 2) (4) Вегетативная нервная система не регулирует деятельность скелетной мускулатуры. 3) (6) Импульсы от рецепторов поступают по чувствительным нейронам в отдел ЦНС.

5.4.3. Вегетативная нервная система.Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 3. А4 – 1. А5 – 3. А6 – 3. А7 – 2.

Часть В. В1 – 1, 2, 4. В2 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д– 2; Е – 1.

Часть С. С1 Сокращения скелетной мускулатуры произвольны и подчиняются воле человека. Соматическая нервная система не обеспечивает мгновенных приспособительных реакций внутренних органов к условиям внешней среды. Сокращения сердечной мышцы воле человека не подчиняются. Вегетативная нервная система обеспечивает приспособительные реакции организма, что является важнейшим условием для нормальной работы сердечно-сосудистой системы.

5.4.4. Часть А. А1 – 2. А2 – 4. А3 – 2. А4 – 4. А5 – 3. А6 – 4. А7 – 3. А8 – 1. А9 – 4. А10 – 1.

Часть В. В1 – 1, 2, 5. В2 А – 2; Б – 1; В – 2; Г – 3; Д – 3; Е – 2.

Часть С. С1 Организм регулируется нервными и гуморальным способами. Нервная регуляция быстрая, она обеспечивает мгновенные защитные, двигательные и ряд других реакций организма. Гуморальная регуляция медленная, приспособительная. Организм под влиянием гуморальной регуляции постепенно приспосабливается к новым состояниям. Взаимосвязь этих видов регуляции необходима для того, чтобы поддерживать нормальное, равновесное состояние организма.

5.5.1. Часть А. А1 – 1. А2 – 2. А3 – 3. А4 – 1. А5 – 3. А6 – 1. А7 – 4. А8 – 3. А9 – 4. А10 – 4.

Часть В. В1 – 1, 2, 5.

Часть С. С1 Среднее ухо связывает органы слуха и носоглотку, что обеспечивает равное давление по обе стороны барабанной перепонки. Равенство давления с обеих сторон от перепонки позволяет ей нормально колебаться при возникновении звука.

С2 Равенство давлений нарушается при возникновении звука, при подъеме на высоту (на самолете, воздушном шаре, ракете), при спуске на глубину под воду. Если возникает боль в ушах, то следует делать глотательные движения или защищаться специальными костюмами, скафандрами и т.д.

5.5.2. Часть А. А1 – 1. А2 – 2. А3 – 2. А4 – 3. А5 – 1. А6 – 4. А7 – 3. А8 – 1. А9 – 2. А10 – 3. А11 – 2. А12 – 1. А13 – 2.

Часть В. В1 – 2, 4, 5. В2 – 2, 4, 5. В3 – Д, В, Г, А, Б.

Часть С. С. Условные рефлексы направлены на выработку приспособлений к изменяющимся условиям внешнего мира. Чем больше формируется таких рефлексов, тем больше опыт человека (знаний, умений) и тем лучше он приспособлен к жизни.

5.6. Часть А. А1 – 4. А2 – 3. А3 – 2. А4 – 4. А5 – 1. А6 – 2. А7 – 3. А8 – 3. А9 – 2. А10 – 3.

Часть В. В1 – 3, 5, 6. В2 – А, Б, Д, В, Г, Е.

6.1. Часть А. А1 – 1. А2 – 3. А3 – 4. А4 – 1. А5 —3. А6 – 2. А7 – 4. А8 – 2. А9 – 4. А10 – 1. А11 – 4. А12 – 2. А13 – 4. А14 – 1.

Часть В. В1 – 1, 2, 5. В2 – 3, 5, 6. В3 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 1; Е – 2. В4 – А, Д, В, Е, Б, Г.

Часть С. С1 Между особями не должно возникать географической и экологической изоляции. Ареалы популяций должны пересекаться.

6.2. 6.2.1. Часть А. А1 – 1. А2 – 3. А3 – 4.А4 – 3. А5 – 3. А6 – 4.А7– 2.А8 – 2.А9 – 4.А10 – 3.

Часть В. В1 – 2, 5, 6. В2 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; д 1; Е – 2.

Часть С. С1 Ч. Дарвин вскрыл причины происхождения разнообразия и приспособленности организмов, их биологического прогресса в течение исторически длительного промежутка времени. Его учение основано на положениях о наследственной изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе и дивергенции – т.е. факторах, о которых до него никто не говорил. Дарвин дал объяснение механизмам эволюционного процесса, что во второй половине XIX в. было поистине революционным прорывом в науке.

Кроме того, его учение вместе с синтетической теорией эволюции единственное учение, которое помогает логически обоснованно объяснить возникновение приспособленности у организмов.

6.2.2. Часть А. А1 – 2. А2 – 3. А3 – 2. А4 – 3. А5 – 3. А6 – 2. А7 – 4. А8 – 4. А9 – 1. А10 – 1. А11 – 4. А12 – 3.

Часть В. В1 – 2, 3, 5.

Часть С. С1 Ошибки допущены в предложениях 1,3, 6. 1) (1) Неверно дано определение популяции. Популяция – группа особей одного вида. 2) (3) Неверно определена совокупность генов популяции. Совокупность генов популяции – это генофонд. 3) (6) Популяция ошибочно названа наибольшей эволюционной единицей. Популяция – элементарная эволюционная единица.

6.3. Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 1. А4 – 3. А5 – 4. А6 – 1. А7 – 2. А8 – 2. А9 – 2. А10 – 3.А 11 – 2.А 12 – 3.

Часть В. В1 – 2, 3, 4. В2 – 1, 3, 4. В3 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 1; Е – 2. В4 А – 1, Б – 1, В – 4,Г – 2,д 4,Е – 4, Ж – 3, 3 – 3,И – 2.

Часть С. С1 Доказательства эволюции не являются исчерпывающими. Существует много пробелов в научных знаниях. Прежде всего, эти пробелы касаются палеонтологической летописи. Найдено не так много исходных и переходных форм растений и животных. Не очень ясна эволюция перьев птиц, нет примеров превращения одного вида в другой. Таким образом, проблемы существуют, но говорят они только о недостатке современного научного знания. Пройдет еще какое-то время, и часть пробелов наверняка заполнится.

6.4. Часть А. А1 – 3. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 2. А5 – 3. А6 – 1. А7 – 3. А8 – 3. А9 – 1. А10 – 4.

Часть В. В1 – 1, 4, 5. В2 – Б, А, В, Д, Е, Г. В3 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 3; Е – 1; Ж – 1; 3 – 2; И – 3; К – 2.

Часть С. С1 Закон устанавливает взаимосвязь индивидуального и исторического развития организмов. Закон утверждает, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Так как закон иллюстрируется на примере развития эмбрионов хордовых, то он показывает, что в период эмбрионального развития зародыши животных хордовых повторяют на определенных стадиях историю развития своего класса, типа. Филогенез, т.е. историческое развитие представляет собой ряд различных систематических групп организмов.

С2 Чем многочисленнее вид, тем разнообразнее его генофонд. Разнообразие генофонда при свободном скрещивании особей выявляет больше полезных признаков, которые подвергаются отбору и закрепляются. Многочисленные виды занимают большие ареалы и шире распространены. Генофонд малочисленных видов менее разнообразен, их ареалы ограничены, в их популяциях высока доля гомозиготных генотипов, в том числе и летальных.

6.5. Антропогенез. Часть А. А1 – 4. А2 – 3. А3 – 1. А4 – 1. А5 – 2. А6 – 3. А7 – 3. А8 – 4. А9 – 3. А10 – 1. А11 – 1.

Часть В. В1 – 1, 2, 6, 7. В2 А – 2; Б – 1, В – 1; Г – 2;д 1;Е – 1; Ж – 2.

Часть С. С1 1) Небольшие различия в первичной структур ДНК. 2) Сходство строения и физиологических функций. 3) Сходство поведения.

7.1. Среды обитания организмов. Часть А. А1 – 3. А2 – 1. А3 – 2. А4 – 4. А5 – 3. А6 – 1. А7 – 2. А8 – 4. А9 – 3. А10 – 3.

Часть В. В1 – 1, 3, 6.

Часть С. С1Этот вопрос требует объяснения – как сточные воды повлияют на организмы, населяющие водоемы. Из приведенных элементов правильного ответа достаточно выбрать 2—3 основных.

1) Из-за попадания в водоем солей (особенно фосфатов и нитратов) или избытка органических веществ в водоемах начинается бурное размножение одноклеточных водорослей. 2) Это приводит к изменению светового режима водоема. Растениям не хватает света, они начинают умирать и гнить на дне. 3) В результате этого уменьшается количество кислорода, растворенного в воде, что, в свою очередь, приводит к гибели животных. Водоем постепенно загнивает, превращается в дурно пахнущую лужу. 4) Многие организмы, особенно одноклеточные водоросли и простейшие, погибают из-за отравления сточными водами. 5) С гибелью простейших пропадает корм для других животных. 6) Снижается разнообразие организмов. 7) Нарушаются пищевые цепи в водоеме.

8) Для предотвращения этих последствий следует очищать сточные воды до их попадания в водоем.

7.2. Экосистема. Часть А. А1 – 4. А2 – 3. А3 – 1. А4 – 3. А5 – 2. А6 – 1. А7 – 1. А8 – 1. А9 – 3. А10 – 2. А11 – 2. А12 – 4. А13 – 1. А14 – 1.

Часть В. В1А – 2; Б – 1, В – 3; Г – 4; Д – 3; Е – 1; Ж – 4. 3 – 2.

Часть С. С1 1) Определенные животные приспособлены к конкретным условиям среды. 2) Пищевые сети в биогеоценозах формируются в процессе эволюции и относительно устойчивы. 3) Организмы приспосабливаются к совместному существованию в течение очень длительного времени, создают среду обитания и регулируют численность.

7.3. Разнообразие экосистем. Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 2. А4 – 4. А5 – 3. А6 – 3. А7 – 3. А8 – 1. А9 – 4. А10 – 2. А11 – 2. А12 – 3. А13 – 1. А14 – 1.

Часть В. В1 – 1, 2, 4. В2 А – 2; Б – 1, В – 2; Г – 1; Д – 1; Е – 2; Ж – 1. 3 – 2. В3 2, 3, 4, 1.

Часть С. С1 1) Соболь и куница питаются как животной, так и растительной одинаковой для этих животных, пищей. 2) Соболь и куница, живущие в одном лесу могут конкурировать за среду обитания. 3) Замещение в лесном биоценозе соболя куницей не изменит его.

7.4. 7.5—7.6. Круговорот веществ. Часть А. А1 – 3. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 2. А5 – 3. А6 – 2. А7 – 1. А8 – 1. А9 – 2. А10 – 2. А11 – 4.

Часть С. С1 1) Животные фильтруют воду. Животных фильтраторов используют в промышленных масштабах для очистки сточных вод. 2) Животные поедают останки других животных, предотвращая их гниение.

С2 1) Бактерии фотоавтотрофы– фотосинтезирующие бактерии, содержащие в своих клетках хлорофилл. 2) Бактерии хемотрофы, преобразующие энергию неорганических соединений.

3) Бактерии гетеротрофы – использующие органические соединения мертвых или живых тел.

СЗ Разнообразие видов в экосистеме указывает на относительную стабильность условий среды, возможность найти пищу, возможность использовать различные пищевые ресурсы.

С4 В зависимости от демографической ситуации в регионе и мире. Считается, что рождаемость снижается тогда, когда растет благосостояние населения. Но для этого необходимы высокие темпы развития экономики. В свою очередь это может ограничить возможности среды и усилить ее негативное воздействие на людей. Кроме того иногда возникают демографические ямы – следствие войн, катастроф, эпидемий. В этом случае рождаемость необходимо повышать с помощью социальных мер.






загрузка...
загрузка...