загрузка...


БИОЛОГИЯ СПРАВОЧНИК
для старшеклассников и поступающих в вузы

Часть третья. АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА

 

Раздел V. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

 

ТЕМА. Высшая нервная деятельность

 

Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность. Значение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга.

Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

 

Задание 60

• Повторить учебный материал.

• Проанализировать по учебнику схему образования и торможения условных рефлексов у собаки.

• Ответить на вопросы для самоконтроля.

• Проанализировать таблицы 124-126.

• Выполнить контрольную работу № 67.

 

Вопросы для самоконтроля

• Что такое рефлекс?

• У каких животных наблюдаются первые рефлекторные реакции?

• Можно ли назвать рефлекторными движения простейших, вызванные химическими, механическими, световыми воздействиями?

• Как усложнялись рефлексы в процессе эволюции?

• Как проходят рефлекторные дуги безусловных рефлексов и где находятся их центры?

• Какой рефлекс называют безусловным? Приведите примеры.

• Какой рефлекс называют условным и где лежат центры условных рефлексов?

• Является ли привычка условным рефлексом?

• Что такое торможение и где оно возникает?

• Когда происходит торможение безусловных рефлексов? Приведите примеры из наблюдений за собственным поведением.

• Какой вклад внесли выдающиеся русские ученые И. М. Сеченов и И. П. Павлов в создание науки о физиологии высшей нервной деятельности?

• На каких опытах И. П. Павлов доказал взаимосвязь условных и безусловных рефлексов, роль возбуждения и торможения в образовании условных рефлексов?

• Каково значение работ И. П. Павлова для изучения физиологии органов пищеварения, кровообращения?

• Что такое высшая нервная деятельность?

• Что такое, по И. П. Павлову, первая и вторая сигнальные системы?

• Какова связь между словом, сознанием и мышлением?

• Какие нормы труда и отдыха надо соблюдать для хорошей работы нервной системы?

 

Контрольная работа № 67

1. Какие рефлексы передаются по наследству (условные, безусловные, не передаются)?

2. Какие рефлексы связаны с первой сигнальной системой (условные, безусловные, не связаны вообще)?

3. Где лежат центры условных рефлексов (спинной мозг, ствол головного мозга, кора больших полушарий)?

4. Где лежат центры безусловных рефлексов (спинной мозг, ствол головного мозга, кора больших полушарий)?

5. На чем базируются условные рефлексы (инстинкт, навык, привычка)?

6. Каким рефлексам свойственно торможение (условным, безусловным, вообще не свойственно)?

7. Для каких рефлексов характерны постоянные связи в ЦНС (условные, безусловные, вообще связей нет)?

8. Что в опытах И. П. Павлова происходило со слюноотделением собаки под действием неожиданно раздавшегося звонка (возбуждение, внутреннее торможение, внешнее торможение, реакции не было)?

9. Какая из форм торможения передается по наследству (внешнее, внутреннее, вообще не передается)?

10. Почему обезьяны не могут мыслить абстрактно (не обучены, не владеют речью, не знают символов, не обладают логическим мышлением)?

 

Таблица 124. Особенности формирования условных и безусловных рефлексов

 

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Врожденные

Приобретенные организмом в течение жизни

Видовые

Индивидуальные

Жизнь без них, как правило, невозможна

Способствуют выживанию

Осуществляются в ответ на безусловный раздражитель

Осуществляются в ответ на любое воспринимаемое организмом раздражение; формируются на базе безусловных рефлексов

Имеют готовые и постоянные рефлекторные дуги

Не имеют готовых и постоянных рефлекторных дуг; их дуги временны и формируются при определенных условиях

Относительно постоянные, мало изменяющиеся в течение жизни

Непостоянные, могут выработаться и исчезнуть

Не поддаются торможению

Возможно как внешнее, так и внутреннее торможение

Независимы от внешней среды

Изменяются под влиянием внешней среды — адаптируются

Осуществляются на уровне спинного мозга, ствола мозга и подкорковых ядер (т. е. рефлекторные дуги проходят через эти отделы ЦНС) (см. табл. 125)

Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга (т. е. рефлекторные дуги проходят через кору больших полушарий) (см. табл. 125)

Являются основой инстинктивного поведения

Являются основой формирования навыков

Примеры: дыхательный, сосательный, глотательный, слюноотделительный, болевой и др.

Примеры: слюноотделение у собаки в ответ на условный раздражитель (свет) в опытах И. П. Павлова; дрессировка животных, индивидуальные привычки каждого человека, благотворное влияние соблюдения режима дня на самочувствие человека и др.

 

Таблица 125. Состав рефлекторных дуг безусловного и условного рефлексов

 

Безусловный рефлекс

Условный рефлекс

1. Рецептор, воспринимающий раздражение

2. Чувствительный нерв

 

 

 

3. Центр безусловного рефлекса

4. Двигательный нерв

5. Исполнительный орган

1. Рецептор, реагирующий на условный раздражитель

2. Чувствительный нерв

3. Восходящий путь

4. Участок коры, воспринимающий условный раздражитель

5. Участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса

6. Центр безусловного рефлекса

7. Двигательный нерв

8. Исполнительный орган

 

Таблица 126. Высшая нервная деятельность обезьяны и человека

 

Обезьяна.

Рассудочная деятельность

Человек.

Мышление и речь — образное мышление

Способна улавливать закономерности, связывающие явления и предметы

Способен к обучению и выработке трудовых навыков через речь, через объяснение до того момента, пока не появится уверенность, правильность выполнения работы — условный рефлекс

Способна использовать знание этих закономерностей

Устная и письменная речь помогает знакомиться с опытом других людей

Способна экстраполировать в новых условиях

Накопление, хранение и воспроизведение полученной информации

Способна приспосабливаться к быстро меняющимся условиям

Вторая сигнальная система, понимание речи и владение ею, знание символов помогает приспособиться к новым условиям

 

Мышление словами, логическое мышление, абстрактное (образное) мышление способствует предвидению и прогнозированию изменения условий

Эмоции положительные и отрицательные — удовольствие, неудовольствие, радость, страх, ярость, подчинение и др.

Помимо положительных и отрицательных эмоций имеются высшие эмоции — интеллектуальные, нравственные, социальные, эстетические. Удовлетворение этих эмоций дает стойкое состояние хорошего настроения, неудовлетворение порождает отрицательное настроение, а в стойкой форме — эмоциональный стресс

Регуляция поведения строится в основном на основе торможения в ЦНС

Высшая нервная деятельность строится на основе возбуждения, а уже наряду с ним и торможения







загрузка...
загрузка...
загрузка...