загрузка...


БИОЛОГИЯ СПРАВОЧНИК
для старшеклассников и поступающих в вузы

Часть третья. АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА

 

ТЕМА. Предмет «Анатомия, физиология и гигиена человека»

 

Анатомия, физиология и гигиена человека — науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

 

Человек — вершина эволюции животного мира. На примере строения и деятельности организма человека детально рассматриваются системы органов, органы, ткани и их функции. Общие представления о системах органов, их возникновении в процессе онтогенеза и филогенеза, о постепенном усложнении и совершенствовании их в ходе естественного отбора и приспособления к среде обитания должны сложиться по мере повторения курса зоологии. Строение и функции клетки повторены ранее. Поэтому в данном разделе можно рассмотреть в целом строение тела человека как систему: организм — системы органов — органы — ткани — клетки — органеллы. Целесообразнее начать повторение с тем «Нервная система» и «Железы внутренней секреции» (эндокринная система), поскольку общее представление о всех органах и их функциях уже имеется. Взаимодействие нервной и эндокринной систем, которые управляют работой всего организма, легче прослеживается по мере повторения материала, а такие понятия, как нервная и гуморальная («гумор» — жидкость) регуляция, будут восприниматься более осознанно.

На схеме 56 показана взаимосвязь всех систем органов тела. Определяющим (детерминирующим) началом является генотип, а общими регулирующими системами — нервная и эндокринная. Уровни организации от молекулярного до системного характерны для всех органов. Организм в целом представляет собой единую взаимосвязанную систему.

 

Схема 56. Организм человека как единая целостная система

 






загрузка...
загрузка...