загрузка...

БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы

Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека

 

Цель урока:

·       Обуч. Ознакомить учащихся с функциями опорно-двигательной системы, скелетом человека, а так же строением, ростом, и составом костей.

·       Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.

·       Воспит. Воспитывать бережное отношение к организму, как единому целому.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.

 

Методы контроля знаний, опрос.

1. Что такое ткань и какие группы тканей вы знаете?

2. Где расположена каждая из групп тканей и каково их значение?

3. Что такое гуморальная регуляция?

4. Расскажите о двух типах желез, и чем они отличаются друг от друга?

5. Как осуществляется нервная регуляция организма?

 

Основная часть (новый материал).

ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Скелет и мышцы - органы движения человека.

Защитная функция.

Сердце и легкие ________ грудной клеткой, мышцами груди и спины.

Органы брюшной полости (желудок, печень, почки) _________ нижним отделом позвоночника, костями таза, мышцы спины и живота.

Головной мозг __________ черепом.

Спинной мозг ________________ позвоночником.

 

КОСТНАЯ ТКАНЬ:

·       Нервы;    

·       кровеносные сосуды.

Костная ткань состоит из межклеточного вещества (твердое и плотное) рис. 26. Мельчайшие канальца, которые имеются у костных клеток, заполнены межклеточной жидкостью (питание, дыхание).

 

СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ.

·       Длинные.

Трубчатые, они полые, поэтому прочные легкие в их полости находится соединительная ткань богатая жиром - желтый костный мозг. Головки трубчатых костей образованы губчатым веществом. Промежутки между костными пластинками заполнены красным костным мозгом (кроветворный орган).

·       Короткие.

Образованы губчатым веществом, такое строение, имеют кости лопаток, ребер. Поверхность костей покрыта надкостницей в ней проходят кровеносные сосуды и нервы. Края костей покрыты хрящом и не имеют надкостницы.

 

РОСТ КОСТЕЙ.

Кости растут в длину и толщину и формируются к 22-25 годам, регулирует гормон роста.

В толщину.

Клетки внутренней поверхности надкостницы делятся, образуются новые слои клеток и межклеточное вещество.

В длину.

За счет деления клеток хрящевой ткани и находящихся на краю костей.

 

СОСТАВ КОСТЕЙ:

·       органические - придают гибкость и упругость;      

·       неорганические – придают твердость.

Прочность костей (самые прочные кости взрослого человека).

 

СОЕДИНЕНИЕ КОСТЕЙ:

·       неподвижно (кости черепа);             

·       подвижно (суставы конечностей);     

·       полуподвижное (позвоночник).

Суставы - подвижное соединение костей (бедренный, коленный, локтевой).

На одной из костей находится ямка, суставная впадина в неё помещается головка другой кости. Впадина и головка покрыта слоем блестящего гладкого хряща. Сверху сустав покрыт суставной сумкой в ней находится суставная жидкость.

Хрящи, связки, суставная жидкость – соединительная ткань.

Полусуставы - полуподвижное соединение костей с хрящевыми прокладками.

 

Физминутка.

 

Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин.

Работа по группам

1. Функции опорно-двигательной системы.

2. Строение костной ткани.

3. Строение костей.

4. Рост костей и их состав.

5. Соединение костей.

Составить схему скелета верхних и нижних конечностей, а так же особенности предупреждения осанки и плоскостопия № 129, 130, 131, 133, 135, 136, 138 (конечности).

 

Итоговый контроль, анализ урока.

Д\З П. 21, 22.






загрузка...
загрузка...