загрузка...

БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы

Органы чувств (анализаторы)

 

Цель урока:

·       Обуч в ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения органа зрения и органа слуха.

·       Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.

·       Воспит. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.

 

Основная часть (новый материал).

1. Заполнить таблицу на стр. 65.

2. Составить по параграфам 18, 19 опорную схему по особенностям строения анализаторов (слуха, зрения).

3. Нарушение анализаторов, а так же гигиена органов чувств.

 

 

Анализаторы. Строение и функции анализатора на примере зрительного.

Анализаторы - сложные чувствительные образования нервной системы, воспринимающие раздражения из окружающей среды и ответственные за формирование ощущений. Различают три части любого анализатора:

·       Воспринимающая - состоит из рецепторов.

·       Проводниковая - представлена афферентными нервами и восходящими путями и нейронами ЦНС, передающими возбуждение в кору головного мозга.

·       Центральная - часть коры головного мозга, к клеткам которой поступает информация от рецепторов. В ней происходит окончательное различение раздражителя и формируются ощущения.

Зрительный анализатор

Вспомогательные:

·       брови - отводят пот со лба:

·       веки - защищают глаза от чрезмерных световых лучей;

·       слезный аппарат - смачивают, очищают, дезинфицируют глаза.

Оболочки глаза:

·       белочная - внешняя, плотная, состоит из соединительной ткани – защитная;

·       сосудистая - средняя, пронизана сосудами - питает глаза;

·       сетчатка - внутренняя, в состав ее входят фоторецепторы - воспринимает свет.

Оптическая система глаза:

·       роговица - прозрачная передняя часть белочной оболочки - пропускает и преломляет лучи;

·       радужная оболочка - передняя часть сосудистой оболочки - образует зрачок, содержит пигмент, придающий цвет глазу;

·       зрачок - отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами - расширяясь и сужаясь, регулирует количество поступаемых в глаз световых лучей;

·       хрусталик - двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей - преломляет и фокусирует лучи света, изменяет кривизну;

·       стекловидное тело - прозрачное тело в состоянии коллоида - заполняет глазное яблоко, пропускает лучи света

Световоспринимающие части глаза:

фоторецепторы - в сетчатке в форме палочек и колбочек - палочки воспринимают форму, а колбочки – цвет.

Проводниковый путь:

зрительный нерв - волокна от рецепторов в сетчатке до стволовой части головного мозга - воспринимает возбуждение с палочек и колбочек, передает в зрительную зону коры больших полушарий;

восходящий путь - нейроны и их отростки, идущие до коры головного мозга зрительная зона коры больших полушарий - нервные клетки, расположенные в затылочной доле коры больших полушарий - происходит анализ возбуждений и формирование зрительных ощущений.

 

Методы контроля знаний, (закрепление материала) 5-7 мин.

 

Итоговый контроль, анализ урока.

Д/3 П. 18, 19 ответить на вопросы.

 

Методы контроля знаний, (закрепление материала) 5-7 мин.

Заполнить таблицу на стр. 68.

Подготовить вопросы по гигиене и особенностях нарушений органов чувств.

 

Итоговый контроль, анализ урока.

Д/3 П. 18, 19, ответить на вопросы.





загрузка...
загрузка...