загрузка...

БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы

Строение головного мозга. Большие полушария головного мозга

 

Цель урока:

·       Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения головного мозга, а так же больших полушарий головного мозга.

·       Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.

·       Воспит. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.

 

Основная часть (новый материал).

Мозг развивается до 20 лет. Средняя масса головного мозга составляет 1300-1400 г. От постоянных интеллектуальных, учебных нагрузок нейроны растут, у них формируется большое количество отростков. В результате улучшаются память, внимание, мышление, мировоззрение, и другие процессы высшей нервной деятельности.

Головной мозг состоит из серого(снаружи) и белого(внутри) вещества. В белом веществе образуется проводящие пути, которые позволяют связывать головной и спинной мозг.

В головном мозге имеется вязкая жидкость, которая выводит продукты обмена и регулирует внутричерепное давление. По мере развития мозга развиваются три отдела: ствол мозга, мозжечок, и большие полушария.

Ствол мозга - к нему относится продолговатый мозг, варолиев мост, средний и промежуточный мозг.

Большие полушария - самый развитый отдел.

 

Мозг состоит из пяти отделов: большие полушария, продолговатый мозг, задний, средний, промежуточный.

Продолговатый мозг.

Продолжение спинного мозга. Белое вещество расположено снаружи, а серое внутри.

Длина продолговатого мозга 2,5-3 см. В сером веществе располагаются нервные центры дыхания, сердечной деятельности и пищеварения.

Рефлексы продолговатого мозга:

·       Защитные (чихание, кашель, рвота, слезотечение).

·       Пищевые (сосание, глотание, секреция пищеварительных желез).

·       Сердечнососудистые (регуляция работы сердца и сосудов).

·       Дыхательные (вдох и выдох).

Задний мозг.

Состоит из варлиева моста (между продолговатым и средним мозгом) и мозжечка.

Мозжечок. Над продолговатым мозгом и мостом и смещен в затылочную область. Он имеет кору, состоящую из серого вещества и много извилин. Отростки мозжечка соединяют со всеми отделами головного мозга. Мозжечок поддерживает тонус мышц, сохраняет равновесие тела, координирует движения.

Средним мозг.

Расположен между задним мозгом и промежуточным. Через средний мозг проходят восходящие и нисходящие проводящие пути. Регулирует тонус мышц.

Промежуточный мозг.

Лежит выше и впереди среднего мозга. Состоит из зрительного бугра и подбугорной области. Регулирует обмен веществ, сердечнососудистую деятельность, работу желез внутренней секреции, выделение и сон.

Передний мозг.

Впереди над промежуточным мозгом расположены большие полушария головного мозга. Кора состоит из серого вещества, а внутри расположено белое вещество. Поверхность содержит извилины, ограниченные бороздами. В каждом полушарии располагаются четыре доли: лобную, теменную, височную, затылочную.

Функции:

1. зрительная зона;

2. слуховая;

3. обонятельная;

4. вкусовая;

5. двигательная;

6. кожно-мышечная чувствительность;

7. регуляция работы всего организма.

 

Физминутка.

 

Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин.

Работа в группах.

1. продолговатый мозг.

2. задний мозг.

3. средний, промежуточный.

4. передний мозг.

5. гигиена нервной системы.

6. влияние алкоголя и курения на организм.

 

Работа в тетради.

1 вариант (1а, 1в, 1с) стр. 54.

2 вариант (2а, 2в, 2с).

3 вариант (3а, 3в, 3с).

1 вариант (а) стр. 57.

2 вариант (в).

3 вариант (с).

Работа по составлению таблицы на стр. 57.

 

Итоговый контроль, анализ урока.

Д/3 П. 15, 16, подготовиться к к\р. Повторить П. 13-16.






загрузка...
загрузка...