загрузка...


БИОЛОГИЯ 6 класс - поурочные разработки

Многоклеточные животные. Клетка, ткань, орган, система органов

 

Цель урока:

·       Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения многоклеточных организмов.

·       Развив. Развивать теоретическое мышление, обеспечивая усвоение логических методов и приемов.

·       Воспит. Воспитывать ответственность за изучаемый материал.

Методы активизации мыслительной деятельности.

 

Орг. момент. План урока.

Основная часть.

Немецкий ученый Шванн сформулировал клеточную теорию (1838 г.).

Обобщив знания о клетке он показал, что клетка - основная единица всех живых организмов. Клетки животных и растений сходны по своему строению.

Каждая клетка сходна по строению с одноклеточным организмом. Но в многоклеточном организме клетки объединяются в особые группы, которые выполняют определенные функции.

КОСТНЫЕ КЛЕТКИ - содержат минеральные соли и придают прочность.

Снаружи клетка покрыта МЕМБРАНОЙ (оболочкой).

Функция: регулирует поступление и выделение продуктов обмена веществ.

ЯДРО - покрыто ядерной мембраной заполнено кариоплазмой (ядерным соком).

Функция: контроль и регуляция функций клетки. Хромосомы носители наследственной информации.

МИТОХОНДРИИ - органоиды в виде зернышка или нитей.

Функция: «Силовые станции» организма. Расщепление сложных органических веществ (белков, жиров, углеводов)

Клетки образуют ткани.

ТКАНЬ - группа клеток имеющих свою величину, форму и выполняющая определенную функцию.

4 вида:

1. эпителиальная;

2. соединительная;

3. мышечная;

4. нервная.

 

Виды тканей

Строение и функции тканей

Эпителиальные

Покровная, выстилающая. Наружный покров тела, внутренняя поверхность полых органов. Предохраняет от повреждений, бактерий, высыхания.

Пищеварительная система - выстилает внутреннюю полость, хорошо проводит воду и питательные вещества, выводит продукты обмена веществ. Реснички - задерживают пылинки (рис. 70).

Хитин - роговой покров животных.

Железистый эпителий

Образует целые органы, они выделяют вещества.

Гидра - пищеварительный сок.

Млекопитающие – молоко.

Соединительная

Образует кости, хрящи, сухожилия, кровь.

Костная ткань - самая прочная, пронизана минеральными солями.

Хрящевая ткань - твердая, но гибкая, придает прочность соединениям.

Кровяная и лимфатическая ткани - приносит кислород, связывает органы.

Мышечная ткань

1. поперечнополосатые мышцы;

2. гладкие мышцы;

3. сердечная мышца.

Приводит в движение.

Нервная

Состоит из клеток нейронов (тело и короткие, длинные отростки).

Аксон (длинный отросток).

Дендрит (короткий отросток).

Нервные импульсы передаются по аксону к органам, а на дендриты передаются к телу клетки.

Они не образуются во взрослом состоянии, а только в младенчестве.

 

Клетки многоклеточных организмов объединяются в органы по строению и функциям. Сердце, артерии, вены - кровеносная система.

Сердце - мышечная, волокнистая, соединительная, нервная ткань.

Ткань - клеток.

Все органы работают в тесной связи.

Поражение сердечной мышцы - нарушение кровеносной системы - нарушение доставки кислорода, питательных веществ - ухудшение обмена веществ.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ:

·       Пищеварительная;

·       Дыхательная;

·       Кровеносная;

·       Опорно-двигательная;

·       Покровная;

·       Выделительная;

·       Железы внутренней секреции;

·       Органы чувств.

Функции организма в целом можно понять только изучив строение и процессы в отдельности для клетки, ткани, системы органов.

 

Методы контроля знаний.

1. Сравните строение растительной и животной клетки на рис. 69 (1, 2).

2. Заполнение таблицы.

 

Итоговый контроль. Анализ урока. Д\3 П. 33.






загрузка...
загрузка...
загрузка...