Многообразие покрытосеменных - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - 7 класс

Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год

Многообразие покрытосеменных - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - 7 класс

Цели урока:

обучающая: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии покрытосеменных растений;

развивающая: развивать способности логически мыслить и делать выводы;

воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и ответственности за успешное выступление команды.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: урок-игра.

Метод обучения: игровой.

Форма деятельности учащихся: групповая работа.

Опорные термины, понятия: семейство, однодольные и двудольные растения, Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Бобовые, Злаки.

Материалы и оборудование: таблицы по тематике урока, муляжи цветков данных семейств, гербарные экземпляры растений класса однодольные и двудольные, наборы семян и плодов данных семейств.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

- называть общие признаки покрытосеменных растений, характерные признаки семейств покрытосеменных растений, систематическое положение растений;

- характеризовать роль покрытосеменных растений в природе и хозяйственной деятельности человека.

  1. I. Подготовительный этап

Ø Деятельность учителя

Знакомит учащихся с тематикой игры, сообщает цели и задачи, знакомит с правилами игры. Сообщает, что для проведения игры необходимо сформировать две команды (разделив класс на две части). Сообщает, что победителем станет команда, которая заработает больше баллов. Объясняет условия игры.

В игре 5 туров:

  1. Систематическое положение.
  2. Определи растения по описанию.
  3. Перечисли признаки семейств.
  4. Отгадай загадку.
  5. Терминология.

Ø Деятельность учащихся

Формируют две команды для игры, выбирают название команды и капитана.

  1. Игровой этап

Ø Деятельность учителя

Объясняет условия.

  1. Систематическое положение. Первый конкурс заключается в том, что команды получают карточки со схемами, отражающими cистематическое положение предложенных видов растений. Однако эти схемы содержат ошибки. Задача участников команд — найти ошибки и нарисовать схему правильно.

Схема 1

Схема 2

Царство: Растения.

Царство: Растения.

Отдел: покрытосеменные.

Отдел: покрытосеменные.

Класс: однодольные.

Класс: двудольные.

Род: редька.

Род: пшеница.

Семейство: сложноцветные.

Семейство: крестоцветные.

Вид: редька дикая.

Вид: пшеница мягкая.

Ø Деятельность учащихся

Изучают задание и составляют схему ответа.

Предполагаемые правильные ответы:

Схема 1

Схема 2

Царство: Растения.

Царство: Растения.

Отдел: покрытосеменные.

Отдел: покрытосеменные.

Класс: двудольные.

Класс: однодольные.

Род: редька.

Род: пшеница

Семейство: крестоцветные

Семейство: злаки.

Вид: редька дикая.

Вид: пшеница мягкая.

Ø Деятельность учителя

Объясняет условия.

  1. Определи растения по описанию. Каждой команде дается по три описания растений. Задача — узнать предложенные растения.

Задание первой команде

  1. Однолетнее травянистое растение высотой 2—3 метра и более; ценная зерновая и продовольственная культура; служит сырьем для промышленности. Стебель толстый, неполый, длинные широкие листья имеют параллельное жилкование. Цветки двух типов: пестичные и тычиночные. Пестичные цветки собраны в соцветие — сложный початок, а тычиночные образуют соцветие — метелку.
  2. Родина — побережье Чили и горы Перу. Важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура. Из нее получают крахмал, патоку, спирт. Соцветие с крупными цветками, цветки самоопыляются, осенью образуют плоды: зеленовато-белые ягоды размером чуть больше лесного ореха.
  3. Очень древнее культурное растение, возделывали более 10 тыс. лет. Важнейшая зерновая культура. Стебель — соломина, на нем хорошо заметны узлы, плод — зерновка, из сортов изготавливают высококачественный хлеб, макароны, крупы.

Задание второй команде

  1. Однолетнее высокое растение с крупными цельными листьями. На верхушке стебля расположено огромное соцветие — корзинка. Снизу корзинка покрыта листочками обвертки. В корзинке бывает до 1000 цветков. Среди них различают цветки трубчатые и ложноязычковые. Теплолюбивая культура.
  2. Есть на полях нашей страны такое растение, из которого можно получить растительное масло и молоко, пластмассу и ткани, краску и удобрение, корм для животных и даже мясо. Растение в почве накапливает азот.
  3. Растение цветет осенью, стебель прямостоячий, покрыт в нижней части жесткими волосками, листья лировидной формы, расположены поочередно, цветки собраны в соцветие — кисть, плоды — стручки с поперечными перетяжками.

Ø Деятельность учащихся

Читают описания растений. Главная их задача — быстро и правильно узнать растения.

Предполагаемые правильные ответы первой команды:

  1. Кукуруза.
  2. Картофель.
  3. Пшеница.

Предполагаемые правильные ответы второй команды:

  1. Подсолнечник.
  2. Соя.
  3. Редька дикая.

Ø Деятельность учителя

Объясняет условия.

  1. Перечисли признаки семейств. Необходимо выписать номеpа признаков, которыми обладают представители предложенных семейств.

Задание первой команде

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных.

  1. Плод — ягода.
  2. Соцветие — кисть.
  3. Чашечка цветка состоит из четырех свободных чашелистики
  4. Венчик цветка состоит из пяти свободных лепестков.
  5. Плод — боб.
  6. Венчик цветка состоит из четырех свободных лепестков.
  7. Соцветие — головка.
  8. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок, из которых д короткие и четыре длинные.
  9. Плод — стручок или стручочек.
  10. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.

Задание второй команде

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства пасленовых.

  1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков.
  2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.
  3. Цветок имеет один пестик и пять тычинок.
  4. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.
  5. Чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.
  6. Плод — семянка.
  7. Чашечка цветка раздельнолистная, состоит из пяти чашелистиков.
  8. Плод — ягода или коробочка.
  9. Соцветие — кисть.
  10. Соцветие — корзинка.

Ø Деятельность учащихся

Выписывают признаки того семейства, которое им предлагается в задании.

Предполагаемые правильные ответы первой команды: 2, 3, 6, 8, 9.

Предполагаемые правильные ответы второй команды: 2, 3, 5, 8, 9.

Ø Деятельность учителя

Объясняет условия.

  1. Отгадай загадку. Предлагает учащимся загадки, в которых необходимо отгадать название растения, название плода и дать ему характеристику.

Загадки для первой команды

  1. Вертится Антошка на одной ножке: где солнце встанет, туда он и глянет.
  2. Ни окошек, ни дверей — полна горница людей.
  3. Десять мальчиков живут в зеленых чуланчиках.

Загадки для второй команды

  1. Белые горошки на зеленой ножке.
  2. Сорок зеленых одежек, и все без застежек.
  3. В золотой клубочек спрятался дубочек.

Ø Деятельность учащихся

Предполагаемые правильные ответы первой команды:

  1. Подсолнечник, плод семянка — сухой, односемянный.
  2. Огурец, плод тыквина — сочный, многосемянный.
  3. Горох, плод боб — сухой, многосемянный.

Предполагаемые правильные ответы второй команды:

  1. Ландыш, плод ягода — сочный, многосемянный.
  2. Капуста, плод стручок — сухой, многосемянный.
  3. Дуб, плод желудь — сухой, односемянный.

Ø Деятельность учителя

Объясняет условия.

  1. Терминология. Предлагает участникам двух команд термины, которым нужно дать определение.

Задание первой команде

  1. Семейство.
  2. Биология.
  3. Двудомные растения.

Задание второй команде

  1. Род.
  2. Ботаника.
  3. Однодомные растения.

Ø Деятельность учащихся

Команды дают определения.

Предполагаемые правильные ответы первой команды:

  1. Единица классификации, в которую объединяются родственные роды.
  2. Комплексная наука, занимающаяся изучением живых организмов.
  3. Растения, у которых раздельнополые цветки развиваются на разных растениях.

Предполагаемые правильные ответы второй команды:

  1. Единица классификации, объединяющая родственные виды.
  2. Наука о растениях.
  3. Растения, у которых раздельнополые цветки располагаются на одном растении.

III. Подведение результатов игры

Ø Деятельность учителя

Проанализировав результаты игры, определяет заинтересованность учащихся, уровень усвоения материала.

В заключение констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог игры.

Ø Деятельность учащихся

Участники двух команд обсуждают результаты игры, обмениваются мнениями, делают выводы по итогам игры.