загрузка...


БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы

6 класс

 

Экскурсия № 1Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами

 

Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях живой и неживой природы, для формирования первоначального представления о методах изучения живой природы.

Личностно-развивающие задачи:

• способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за объектами живой и неживой природы, планировать свою деятельность, систематизировать материал, выполнять отчеты;

• содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе;

• способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.

Место проведения экскурсии: территория учреждения образования.

Время проведения экскурсии: сентябрь.

Продолжительность экскурсии: 45 мин.

Оборудование:

• карточки-задания (по количеству учащихся в классе);

• карточки (стикеры) красного и зеленого цвета (по количеству учащихся в классе);

• листы белой бумаги формата А3 (по одному для каждой группы);

• толстые нитки или шнур, колышки для обозначения площадки;

• маркеры двух цветов (например, красный и синий) для каждой группы;

• блокнот и карандаш (лучше привязанный на веревочку и прикрепленный к блокноту) у каждого учащегося;

• повязки на глаза (если предполагается экологическая игра).

Подготовка к экскурсии. Учитель определяет место проведения экскурсии, разрабатывает маршрут для экскурсии так, чтобы его можно было использовать и для проведения других сезонных экскурсий. Это позволит показать учащимся все сезонные изменения в природе на одних и тех же объектах. Педагог продумывает правила безопасного поведения на экскурсии, приемы, которые помогут разделить учащихся на группы, а также составляет карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений. Желательно иметь план- схему территории учреждения образования, чтобы легче было давать задания для проведения наблюдений.

 

Проведение экскурсии

1. Учитель знакомит учащихся с правилами безопасного поведения во время проведения экскурсии. Можно предложить учащимся самим определить правила безопасного поведения на экскурсии. Правила могут быть написаны на листе ватмана либо на отдельных карточках. Раздайте учащимся карточки красного цвета и попросите написать по одному правилу, указывающему, что нельзя делать во время экскурсии. Если кто-то из учащихся пожелает написать несколько вариантов правил — предложите ему дополнительные карточки красного цвета. Затем учащиеся по очереди озвучивают по одному правилу, внимательно слушая друг друга, чтобы не повторять уже прозвучавшие правила. Учитель собирает заполненные карточки, приклеивает их на ватман под словами «На нашей экскурсии НЕЛЬЗЯ...» и еще раз озвучивает все написанные учащимися правила. Если список правил получился неполный, учитель может сам добавить недостающие правила, написав их на карточках. Спросите у учащихся, какое правило нравится им больше всего, какое правило не нравится и почему, какое правило они хотели бы добавить и т. п. Затем учитель раздает карточки зеленого цвета и просит написать по одному правилу, указывающему, что можно делать во время экскурсии. Далее следуют такие же действия, как и с карточками красного цвета. Учитель приклеивает зеленые карточки на ватман под словами «На нашей экскурсии МОЖНО...»

Возможно, учителю придется потратить до 10 минут времени, отведенного на экскурсию. Это необходимо для обсуждения и принятия правил поведения на экскурсии. Данный этап важен, так как это первая экскурсия в курсе изучения биологии. Необходимо, чтобы учащиеся усвоили общие правила безопасного поведения при проведении этой и последующих экскурсий. В будущем можно только напоминать общие правила безопасного поведения во время проведения экскурсий и при необходимости добавлять специальные правила в зависимости от темы экскурсий. (8—9 мин)

2. Учитель предлагает учащимся стать или сесть в круг и, подумав 1 минуту, закончить высказывание «Природа в моей жизни...» или «Природа для меня...». Можно предложить высказываться учащимся по желанию или всем по очереди по кругу. "Педагог напоминает, что природа делится на живую и неживую, предлагает вспомнить отличие живых организмов от тел неживой природы. (3 мин)

3. Учитель предлагает учащимся назвать синонимы к слову юдатъ. (Возможные ответы учащихся: видеть, осматривать, внимательно рассматривать и т. п.) Выслушав ответы, учитель вместе с учащимися подводит итог: наблюдение — это зрительное изучение, внимательное рассматривание определенных объектов или явлений живой природы. Оно позволяет описывать ее объекты и явления. Наблюдения можно проводить невооруженным глазом или с помощью увеличительных приборов — бинокля, лупы, микроскопа. Учитель сообщает о том, что на экскурсии будет проводиться наблюдение невооруженным глазом объектов живой и неживой природы. (3 мин)

4. Учащиеся, по желанию, разбиваются на группы по четыре — шесть человек (или учитель сам делит учащихся на группы любым известным ему способом). Группы получают одинаковые задания, но выбирают для их выполнения разные участки на территории, определенной учителем. На выполнение задания отводится 15 минут. Карточку-задание получает каждый учащийся, и она остается у него до следующего урока. Это облегчит выполнение домашнего задания. На следующем уроке учащийся сдает отчет об экскурсии вместе с карточкой (см. Приложение, с. 45).

5. Группы представляют результаты своей работы. (5 мин)

6. Подведение итогов. Учитель предлагает подсчитать, сколько всего объектов живой и неживой природы удалось наблюдать классу во время экскурсии. Какие объекты живой природы встречались у всех групп? Собрав листы АЗ с отмеченными на них объектами живой и неживой природы, можно получить интересный общий план-схему выбранного для экскурсии участка. На последующих экскурсиях можно использовать этот план-схему, наносить на него новые объекты в соответствии с темой экскурсии. (5 мин)

7. Экологические игры при проведении экскурсии (в зависимости от времени, которым располагает учитель).

 

Игра «Воронья охота»

Игра заключается в поиске различных природных объектов. Учащимся выдаются списки, содержащие перечисление этих объектов. Их поиски потребуют от участников не только внимательности, но и творческого подхода. Мы приводим пример такого списка, но учитель может сам включить в него объекты, которые учащиеся могут найти на территории учреждения образования.

Охотничий список:

1. Перышко.

2. Семечко растения, принесенное ветром.

3. Кленовый лист.

4. Колючка.

5. Что-нибудь круглое.

6. Что-нибудь пушистое.

7. Что-нибудь острое.

8. Что-нибудь красивое.

9. Что-то, что может шуметь.

10. Что-нибудь белое.

11. Что-нибудь мягкое.

12. Что-нибудь бесполезное для природы. (Не забывайте, что в природе ВСЕ имеет свое значение.)

13. Что-нибудь очень важное для природы. (В природе ВСЕ важно!)

14. Солнечная ловушка. (Это все, что ловит солнечное тепло, — вода, камни, растения, животные.)

15. Что-нибудь похожее на себя.

16. Большая улыбка.

Пусть учащиеся попробуют найти объекты из этого списка на выбранных ими участках. Попросите их распределить эти объекты по группам: живая и неживая природа.

 

Игра «Гусеница»

Завяжите детям глаза и выстройте их в линию, напоминающую гусеницу: каждый участник кладет руки на плечи впереди стоящего. Предупредите учащихся, что, пока вы будете вести их по тропе, они должны прислушиваться, принюхиваться, стараться почувствовать и запомнить все, что их окружает. Проведите детей по выбранному вами для экскурсии участку, делая остановки в интересных местах (например, цветущий кустарник («вдохните этот аромат»), группа деревьев («прислушайтесь к звукам») и т. п.). Наконец, предложите снять повязки, найти дорогу к исходной точке, вспомнить звуки, запахи и осязательные ощущения, которые сопровождали их путь с завязанными глазами. Какие звуки, запахи, осязательные ощущения имели отношение к живой природе? Если погода теплая, можно предложить учащимся разуться и проделать этот путь босиком. Тогда следует подбирать участки территории, отличающиеся по характеристике почвенного покрова. Примечание: трудно управлять гусеницей, состоящей более чем из десяти участников. Если есть не желающие принимать участие в упражнении, то учитель предлагает им стать наблюдателями и рассказать во время обсуждения, что интересного они заметили «со стороны».

 

8. Рефлексия в конце экскурсии. (3 мин)

• Что было для вас самым интересным на экскурсии?

• Насколько легко или трудно было каждому из вас справиться с заданиями?

• Что нового вы узнали о территории учреждения образования?

9. Домашнее задание. Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках-заданиях плану. Повторить с. 5, б учебного пособия, § 1, 2 (с. 12. Методы изучения живой природы). (2 мин)






загрузка...
загрузка...
загрузка...