загрузка...


БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы

8 класс

 

Экскурсия № 1Видовое разнообразие живых организмов леса (парка), водоема, окрестностей учреждения образования

 

Обучающая цель: организовать деятельность учащихся, направленную на изучение видового разнообразия беспозвоночных и позвоночных животных на территории учреждения образования, особенностей их строения и мест обитания, приспособлений к среде обитания.

Личностно-развивающие задачи:

• способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за живыми организмами, работать с определителями, планировать свою деятельность, систематизировать материал, выполнять отчеты;

• содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе;

• способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.

Место проведения экскурсии: территория учреждения образования.

Время проведения экскурсии: начало — середина мая.

Продолжительность экскурсии: 45 мин.

Оборудование:

• карточки-задания (по количеству учащихся в классе);

• листы белой бумаги формата А3 (по одному для каждой группы) или планы-схемы участков, выполненные учащимися в 7-м классе, с нанесенными на них названиями растений;

• толстые нитки или шнур, колышки для обозначения площадки;

• блокнот и карандаш (лучше привязанный на веревочку и прикрепленный к блокноту) у каждого учащегося;

• лист ватмана;

• маркеры;

• клеящиеся карточки (по две на каждого учащегося);

• лопата или совок (одна (один) на группу);

• лист белой бумаги (1x1 м);

• пинцет (лучше на шнурке, чтобы не потерять) (один на группу);

• пластмассовая коробочка (одна на группу);

• перчатки (одна пара на группу);

• сачок для «кошения» (один на группу);

• лупа (по одной на группу);

• определители животных или определительные карточки;

• повязка на глаза (если предполагается экологическая игра);

• циркуль;

• линейка;

• секундомер;

• засушенные насекомые;

• кусочек хлеба;

• весы с противовесами;

• заранее подготовленные таблицы «Увиденные на экскурсии животные» (см. карточку-задание) (по количеству учащихся в классе).

Подготовка к экскурсии. Учитель определяет место проведения экскурсии, разрабатывает маршрут для экскурсии. Можно использовать те же участки территории учреждения образования, на которых учащиеся изучали разнообразие растений в 7-м классе, а также планы-схемы участков, выполненные ими во время экскурсий в 7-м классе. Это позволит экономить время, отведенное на выполнение заданий группам. Педагог составляет карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений. Желательно иметь план-схему территории учреждения образования, чтобы легче было давать задания для проведения наблюдений.

Учитель продумывает приемы, которые помогут разделить учащихся на группы, а также правила безопасного поведения на экскурсии. Одежда и обувь учащихся должны соответствовать погодным условиям на время проведения экскурсии.

 

Проведение экскурсии

1. Учитель предлагает учащимся вспомнить общие правила безопасного поведения во время проведения экскурсии. Эти правила обсуждались на первых биологических экскурсиях в 6-м и 7-м классах. Правила могут быть написаны на листе ватмана либо на отдельных карточках. Спросите, какое правило учащиеся хотели бы изменить или добавить. Учитель может сам добавлять к общим правилам специальные правила в зависимости от времени проведения и темы экскурсии. (3 мин)

2. Учитель предлагает вспомнить виды растений, которые изучались при проведении экскурсий в 7-м классе. Далее он сообщает, что на сегодняшней экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием животных на территории учреждения образования. Подумайте и ответьте на вопрос: как жизнь животных связана с растениями? Как вы думаете, каких животных мы можем встретить во время экскурсии? Учащимся предлагается подумать 1 минуту и продолжить фразу, написанную на листе ватмана: «Я ожидаю встретить во время экскурсии... (название животного)» (муха, наездники, тля, шмель, пчела, жук, пенницы, муравьи, бабочки и их гусеницы, божья коровка, клоп, клещ, паук, сенокосцы, дождевой червь, слизень, ласточка, скворец, стриж, воробей, ворона, галка...). Названия животных учащиеся пишут на клеящихся карточках и помещают на лист ватмана. Педагог зачитывает ожидания учащихся и предлагает проверить их в конце экскурсии. (2 мин)

3. Для проведения экскурсии понадобится специальный инвентарь. Учитель предлагает рассмотреть различные предметы (это могут быть те, которые понадобятся на экскурсии, и совсем посторонние предметы (фонарик, ложка, мел и т. п.)) и ответить на вопрос: «Как вы думаете, какие из этих предметов понадобятся нам на экскурсии?» В процессе обсуждения учитель объясняет назначение инвентаря, который понадобится для изучения видового разнообразия животных, и показывает приемы работы с ним. (5 мин)

4. Учащиеся, по желанию, разбиваются на группы по четыре — шесть человек (или учитель сам делит учащихся на группы любым известным ему способом). Состав групп может быть тот же, что и при проведении экскурсий в 7-м классе. Группы получают одинаковые задания, но выбирают разные участки на территории, определенной учителем. На выполнение задания отводится 20 минут. Напомните, что правильное распределение обязанностей в группе позволит выполнить работу в отведенное время. Карточку-задание получает каждый учащийся, и она остается у него до следующего урока. Это облегчит выполнение домашнего задания. На следующем уроке учащийся сдает отчет об экскурсии вместе с карточкой (см. Приложение, с. 59).

5. Группы представляют результаты своей работы. (5 мин)

6. Подведение итогов. Учитель предлагает подсчитать общее количество беспозвоночных и позвоночных животных, которых удалось увидеть классу во время экскурсии. Какие виды животных встречались на участках у всех групп? Оправдались ли ваши ожидания, высказанные в начале экскурсии? Учащимся предлагается снять с листа ватмана карточки, на которых написаны названия животных, увиденных на экскурсии. Почему на нашей экскурсии мы не могли встретить зайца? Почему видовое разнообразие животных на территории учреждения образования невелико? Собрав вместе листы А3 с отмеченными на них видами деревьев и кустарников, можно получить общий план-схему расположения обнаруженных животных на территории учреждения образования. (5 мин)

7. Экологические игры при проведении экскурсии (в зависимости от времени, которым располагает учитель).

 

Игра «Микропоход»

Игра позволяет акцентировать внимание учащихся на мелких беспозвоночных животных, обитающих в травянистом ярусе, развивает фантазию, воображение, интерес к изучению природы. Микропоход — очень короткая экспедиция вдоль шнура длиной 1 — 1,5 м. «Путешественники», вооружившись лупами, проходят маршрут сантиметр за сантиметром низко пригнувшись к земле. (До начала игры, предупредите участников, чтобы они не поднимали головы выше 30 см.) Раздайте учащимся «волшебные увеличительные стекла» — лупы, которые позволят им превратиться в муравьев, путешествующих по миру территории учреждения образования в миниатюре. Каждый учащийся получает шнур длиной 1—1,5 м. Попросите учащегося положить этот шнур на самый интересный, с его точки зрения, участок земли. Чтобы стимулировать работу детской фантазии, задайте такие вопросы: «Как выглядит мир, по которому вы сейчас путешествуете? Кто ваши ближайшие соседи? Вы дружите с ними? Что сейчас собирается сделать этот паук — съесть вас или прокатить на себе? Куда спешит жук в отливающем металлом одеянии?»

 

Игра «Паук и жертвы»

Игра проводится в классе и дает возможность выяснить особенности поведения паука в процессе охоты. В начале игры учащимся показывают паутину, найденную на участке, или рисунок с паутиной и паучком. Ведущий («паук») садится на стул лицом к спинке, руки кладет на спинку стула. На спинке стула лежат шесть — восемь веревочек, и каждый палец руки «паук» кладет на одну из веревочек. Другие участники (шесть — восемь) стоят за спиной у «паука» и держат каждый свою веревочку. Учитель указывает на одного из участников — тот должен дернуть за веревку, а «паук», в свою очередь, — определить, в какой стороне паутины попалась жертва. Так продолжается до тех пор, пока «паук» не определит все жертвы. Жертвы он определяет пальцами, указывая, какая веревочка дернулась.

 

Игра «Летучая мышь и мотылек»

(«Кто прилетает на территорию учреждения образования ночью»)

Игра поможет учащимся выяснить, как перемещаются и охотятся в темноте летучие мыши. Все учащиеся встают в виде «деревьев» (недалеко друг от друга). Летучая мышь должна найти мотылька среди деревьев. Ведущему («летучей мыши») надевают на глаза повязку. Когда он произносит слово «мышь», «мотылек» отвечает эхом и бегает вокруг «деревьев». Если «летучая мышь» хватает «дерево», оно говорит: «Дерево». Летучая мышь поймает мотылька, если будет использовать эхо часто (принцип эхолокации).

 

8. Рефлексия в конце экскурсии. (3 мин)

• Что для вас было самым запоминающимся на экскурсии?

• Что было для вас самым интересным на экскурсии?

• Насколько легко или трудно было каждому из вас справиться с заданиями?

• Что нового вы узнали о территории учреждения образования?

9. Домашнее, задание. Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках-заданиях плану. К отчету приложить таблицу с названиями увиденных животных, которую вы заполняли во время проведения экскурсии. Повторить § 14, 23, 26, 44, 45 учебного пособия. (2 мин)






загрузка...
загрузка...
загрузка...