загрузка...

БИОЛОГИЯ 10 класс - поурочные разработки

Образование новых видов. Макроэволюция. Современная система органического мира

 

Цель урока:

·       Обуч. Сформировать у учащихся представление о географическом и экологическом способах видообразования.

·       Развив. Продолжить формирование у школьников убежденности необходимости сохранения видового многообразия растений и животных.

·       Воспит. Научить школьников определять способы видообразования и сравнивать друг с другом.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент План урока.

 

Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.

1 часть карточка № 14 стр. 13.

2 часть:

1. Многообразие приспособленности.

2. Происхождение приспособленности у организмов.

3. Относительность приспособленности организмов.

 

Основная часть (новый материал) 5-7 мин.

При характеристике эволюционного процесса нужно знать четкое определение макроэволюции и микроэволюции.

Макроэволюция - процесс образования новых семейств, отрядов, классов, типов и других надвидовых систематических единиц.

Микроэволюция - сложный эволюционный процесс возникновения вида (видообразование). Табл. № 1.

Идеи Дарвина заложили основу для современного понимания процессов видообразования. Виды стремятся к максимально возможному заполнению мест обитания и освоения различных способов существования. При этом происходит дивергенция, (расхождения признаков). Табл. № 2.

Однако бывают ситуации когда представители удаленных друг от друга групп осваивающих одну и ту же среду обитания. В этом случае наблюдается противоположный процесс - конвергенция (сближение признаков). Табл. № 3.

Но все же главную роль играет дивергенция в процессе видообразования. Табл. № 4. (Синица, речной окунь).

Видообразование лежит в основе макроэволюционного процесса. Система органического мира предложенная К. Линнеем, была изменена, а в современном мире выглядит так (Табл. № 5).

Сине-зеленые водоросли.

Организмы одноклеточные водоросли.

Лишайники - особая группа организмов (грибы - водоросли).

Каждое из перечисленных царств включает в себя последовательно несколько систематических единиц. Табл. № 6.

При классификации организмов современные ученые обращали внимание на целый комплекс признаков, которые характеризуют растения или животное.

И эти различия являются следствием дивергенции и отражает процесс эволюционных изменений

 

Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.

К № 17, 18, 19, 20, 22, 24.

Д/3 повторить П. 1-10 подгот. к К\Р.

 

Итоговый контроль, анализ урока.






загрузка...
загрузка...