загрузка...

БИОЛОГИЯ 10 класс - поурочные разработки

Водоем и дубрава как примеры биогеоценозов

 

Цель урока:

·       Обуч. В ходе урока сформировать у учащихся представления о пищевых цепях и сетях в природных биогеоценозах

·       Развив. Научить школьников выявлять взаимосвязи организмов в естественном водоеме и дубраве, определять принадлежность конкретных растений к тому или иному ярусу леса.

·       Воспит. Подвести учащихся к выводу о необходимости охраны природных биогеоценозов.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.

 

Методы контроля знаний.

1. Что такое биогеоценоз?

2. Что собой представляют пищевые связи, и как они связаны.

3. Какое значение имеет энергия для цепей питания?

 

Основная часть.

Один из примеров природных биогеоценозов это пресный водоем, пруд или озеро.

Именно прибрежная зона водоема содержит наиболее благоприятное развитие жизни. Это объясняется особыми характерными для нее условиями: изобилием света, необходимого для процесса фотосинтеза, хорошей прогреваемостью воды, достаточным насыщением её кислородом, близостью отложений органических веществ.

Население пресного водоема очень разнообразно. Здесь интенсивно размножаются одноклеточные водоросли, высшие цветковые растения. С водоемом связана жизнь многих позвоночных и беспозвоночных животных. Сверху по поверхности размещаются водомерки, на границе воды и воздуха могут быть замечены жуки. В толще воды и на глубине могут быть найдены водяные клопы, паукообразные, ракообразные, моллюски, позвоночные. Особенно разнообразие насекомых.

Для биогеоценоза характерна сложность пищевых связей. Основные изменения можно рассмотреть на такой схеме, (схема из доп. лит-ры стр. 184).

Вторым примером природного биогеоценоза может быть дубрава. Для этого сообщества характерны высокая устойчивость и большое видовое разнообразие растений, животных, грибов, микроорганизмов. Здесь хорошо рассматривать ярусность.

В нижнем ярусе размещены наиболее теневыносливые, в верхних - наиболее светолюбивые.

В широколиственном лесу встречаются разнообразные деревья и кустарники: дуб, ясень, липа, клен, и другие разнообразные травянистые растения. В связи с этим характерно обилие растительноядных насекомых: жуки-листоеды, бабочки-пяденицы и т. д., а так же обычные хищные насекомые: жужелицы, муравьи, осы, насекомые паразиты: наездники. Велико разнообразие птиц: дрозды, славки, иволги, совы. Встречаются так же представители класса млекопитающих: лесная мышь, белка, заяц, лань, лось, косуля, ласка, куница, лиса, волк. В такой ситуации возникают механизмы саморегуляции. Уменьшение численности особей нередко связанных с неблагоприятными погодными условиями, влиянием хищников или болезней. Но иногда по разным причинам происходит срыв численности.

В биогеоценозе широколиственного леса больше видов. Чем в пресном водоеме; цепи питания более разветвленные, круговорот веществ протекает полнее.

Схема пищевых связей в дубраве (доп. лит-pa стр. 186).

 

Физминутка.

 

Текущий контроль, закрепление материала.

1. Объясните схему пищевых связей в пресном природном водоеме и расскажите о распределении энергии при этом.

2. В чем причины устойчивости лесных биогеоценозов?

3. У кажите основные цепи питания в дубраве.

4. Как осуществляется саморегуляция в дубраве?

5. Назовите основные этапы круговорота веществ и движения энергии в лесном биогеоценозе?

6. Сравните биогеоценозы водоема и дубравы. Какой наиболее устойчив и почему?

 

Итоговый контроль, анализ урока. Д/3 П. 25.






загрузка...
загрузка...