загрузка...


БИОЛОГИЯ 10 класс - поурочные разработки

Проблемы рационального использования видов и сохранения их многообразия

 

Цель урока:

·       Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с влиянием человека на многообразие видов, а так же охраной видов. Расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу.

·       Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь на основе материала урока. Научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на популяцию животных, растений, грибов. И микроорганизмов.

·       Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе как целостному организму. Продолжить формирование негативного отношения к действиям человека, разрушающим естественную среду обитания популяций различных видов, а так же - к их прямому хищническому истреблению.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.

 

Методы контроля знаний (опрос).

1 часть.

1. Что такое вид как экологическая единица?

2. Экологическая характеристика популяций.

3. Особенности управления численностью популяций.

2 часть.

Отобразите ход саморегуляции жизненных процессов на любом примере.

 

Основная часть.

На первых этапах своей эволюции человек общался со многими другими биологическими видами «на равных», и его влияние на природную среду не выходило за пределы её возможностей к самовосстановлению. Однако все больший прогресс человеческого общества приводил к все большему воздействию на природу. В некоторых случаях даже приводил к вымиранию многих видов животных и растений. В настоящее время антропогенный фактор можно рассматривать как важнейшую силу, преобразующую природную среду, населенную различными видами живых организмов.

Антропогенные факторы, отрицательно воздействующие на природу (самостоятельно).

 

Содержание деятельности человека

Последствия данной деятельности

1. Прямое истребление биологических видов.

 

 

2. Сбрасывание в водную среду отходов промышленного производства.

 

3. Добыча нефти в океане, её переработка и транспортировка.

 

 

 

4. Избыточное удобрение полей.

 

 

5. Непродуманная борьба с вредителями сельского хозяйства с помощью химических ядов.

 

6. Ввоз животных и растений на новые для них материки и острова.

 

 

7. Истребление лесов.

 

8. Распашка земель.

 

9. Осушение болот.

Полное вымирание странствующего голубя, бескрылой гагарки, стеллеровой коровы, сумчатого волка, тарпана, европейского тура.

 

Отравление водных беспозвоночных животных и рыб.

 

Образование на поверхности воды нефтяной пленки, приводящей к отравлению рыбы и гибели водоплавающих птиц от переохлаждения в связи с намоканием загрязненного оперения.

 

Смыв дождями удобрений в водоемы, что вызывает бурное размножение одноклеточных водорослей и сине-зеленых водорослей.

 

Накопление ядов в организмах хищных и насекомоядных птиц, приводящих к их отравлению, нарушению процесса размножения и другим отрицательным последствиям.

 

Акклиматизация кроликов в Австралии, кролики там стали национальным бедствием. Американская норка в России повсеместно вытесняет европейскую.

 

Разрушение почв, гибель или отступление лесных животных (глухаря, тетерева)

 

Уход или гибель куропаток, перепелов, и т. д.

 

Разрушение среды обитания уток, гусей, прудовых лягушек. Перечисленные животные не находят условий для размножения.

 

Следует отметить, что антропогенные факторы могут отрицательно воздействовать не только на окружающую среду, но и на самого человека Разнообразные источники загрязнения, возникновение которых непосредственно связано с деятельностью человека, выбрасывают в окружающую среду огромное количество химических веществ, представляющих серьезную опасность для здоровья человека.

 

Влияние загрязнения среды на организм человека.

Основные источники загрязнения:

·       Тепловые электростанции;

·       Металлургические комбинаты;

·       Автомобильный транспорт;

·       Текстильные предприятия;             

·       Предприятия по изготовлению резины.

Занрязнители:

Пыль, зола, сажа, оксиды азота, серы, мышьяка, углерода, ртуть, сероводород, аммиак, хлопковая пыль, органические растворители.

Влияние на здоровье человека:

Отравление организма, поражение дыхательных путей, злокачественные опухоли, понижение иммунитета, поражение нервной системы, нарушение процессов кроветворения, аритмии и другие заболевания сердца.

 

Физминутка.

 

Чтение «Охрана видов».

Задание. Выделить позитивное влияние человека на природу.

Позитивные воздействия человека на природу.

1. Законы, действующие на территории нашего государства:

·       Закон об охране и рациональном использовании животного мира;

·       Местные законодательства об ограничении охоты и её сроках;

·       Запрещение охоты на самок с детенышами, не достигшими половой зрелости;

·       Регламентация лова рыбы (сроки, средства, количество, место вылова).

2. Красная книга.

3. Охрана видов в заповедниках.

4. Охрана и восстановление численности редких видов в зоопарках.

5. Охрана, воспроизводство и рациональное использование видов на территории заказников.

6. Акклиматизация отдельных видов.

7. Восстановление численности редких видов рыб на рыбоводных заводах.

8. Работа по восстановлению лесов, ограничение процесса распашки земель.

9. Установка очистных сооружений на промышленных предприятиях.

 

Текущий контроль, закрепление материала, (проверка понимания).

«Снежный ком»

Разделившись по группам (4 человека), выбрать тему для доклада на следующий урок по общей теме: «Экология».






загрузка...
загрузка...
загрузка...