загрузка...


БИОЛОГИЯ 10 класс - поурочные разработки

Экология как наука, её задачи и значение. Понятие об экологических факторах

 

Цель урока:

·       Обуч. Сформировать у учащихся систему знаний о задачах экологии, закономерностях влияния различных факторов среды на организм.

·       Развив. Продолжить развитие умения у школьников выявлять признаки приспособленности организмов к влиянию экологических факторов.

·       Воспит. Сформировать у старшеклассников интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности на последующих уроках данной темы.

Методы активизации мыслительной деятельности. 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.

 

Основная часть.

Некоторые задачи современной экологии:

1. Искусственная регуляция численности видов - вредителей сельского хозяйства (растений, грибов, животных).

2. Изучение взаимоотношения организмов, популяций, видов между собой.

3. Изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организм.

4. Решение проблемы охраны природы.

5. Создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур.

6. Изучение проявлений борьбы за существование в популяциях.

Экология как наука использует разнообразные методы исследования, позволяющие получить объективную информацию о функционировании природных систем.

 

Методы экологических исследований:

1. Наблюдение.

2. Эксперимент.

3. Учет численности популяций.

4. Метод моделирования.

Каждый организм в процессе своей жизни испытывает воздействие разнообразных экологических факторов. В современной экологии выделяют три группы факторов:

1. Факторы неживой природы. (абиотические)(температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф, движение воздушных масс.

2. Факторы живой природы (биотические) (влияние организмов или популяций одного вида друг на друга, взаимодействие особей или популяций разных видов).

3. Факторы связанные с воздействием человека на природу (антропогенные) (Прямое воздействие человека на организм и популяции, экологические системы; воздействие человека на среду обитания различных видов.

Конкретный фактор среды может воздействовать на организм с той или иной интенсивностью. В этой связи важно понять, что такое ограничивающий фактор.

 

Физминутка.

 

Интенсивность действия фактора среды на организм:

·       оптимальная (благоприятная) - быстрый рост активное размножение, увеличение численности особей в популяции;

·       максимальная или минимальная (неблагоприятная) - торможение процессов роста, прекращение размножения, общее угнетение организма, гибель.

Действие органического фактора выходит за пределы максимальных или минимальных пределов выносливости вида.

Ограничивающий фактор:

1. В воде (концентрация кислорода);

2. В пустыне (недостаток влаги);

3. В тундре (недостаток тепла).

Зависимость каждого организма и любой популяции от биотических, абиотических и антропогенных факторов можно показать па примере всем известного растения пшеницы.

                                            

ПШЕНИЦА:

АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:

·       солнце (световой фактор);

·       температура;   

·       влажность воздуха и    почвы;

·       осадки.

БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ:

·       плодородие почвы;

·       сорняки;

·       паразитические (грибы (головня, спорынья));

·       злаковая муха;

·       хлебная жужелица;

·       полевой жаворонок.

АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ:

·       сбор урожая;

·       защита от вредителей;

·       агротехнические мероприятия (внесение удобрений, рыхление почвы).

Обыкновенное растение оказывается связанным с внешней средой множеством, «нитей» каждая из которых является весьма важной в жизни данного организма.

 

Текущий контроль, закрепление материала, проверка понимания.

Самостоятельные работы по общей биологии.

Стр. 33 Карточка № 53, 54 (вариант 1, 2).

 

Итоговый контроль. Анализ урока. Д\3 П. 19.






загрузка...
загрузка...
загрузка...