загрузка...


БИОЛОГИЯ 10 класс - поурочные разработки

Происхождение жизни и ее развитие

 

Цель урока:

·       Обуч. Сформировать у учащихся систему знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем

·       Развив. Развивать навыки по выявлению и обосновыванию значений для эволюции тех ароморфозов у микроорганизмов, растений и животных, которые возникли в этот период.

·       Воспит. Убедить учащихся в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.

 

Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.

Карточка № 36 стр. 26.

Карточка № 39 стр. 27.

Карточка № 42 стр. 28.

 

Основная часть (новый материал).

Эта проблема издавна интересовала человека. Было высказано большое количество гипотез о происхождении жизни на нашей планете.

1. Жизнь на Земле создана Богом.

2. Жизнь на Землю занесена извне (например с других планет).

3. Живое на планете неоднократно самозарождалось из неживого.

4. Жизнь возникла в определенный период развития Земли как следствия биохимической эволюции (гипотеза А. И. Опарина).

5. Жизнь существовала всегда.

 

Архейская, протерозойская и палеозойская эры.

Согласно эволюционной гипотезе А. И. Опарина, наиболее примитивные формы жизни возникли в воде. Но этому предшествовал гигантский по времени период формирования и развития нашей планеты.

Земля - атомарное газовое облако.

Земля - раскаленное уплотненное тело (более 1000 Градусов).

Охлаждение планеты.

Ливневые дожди.

Возникновение водоемов.

В воде в большом количестве растворены неорганические вещества. Поверхность Земли ещё не совсем остыла и была излишне накалена. Активно действовали вулканы, выбрасывая на поверхность большое количество органических веществ. Эти вещества включаются в различные процессы происходящие на планете. Продолжались ливневые дожди с грозами. Следовательно атмосфера была насыщена электричеством. Планету ещё не защищал слой озона (он образуется из кислорода). Благодаря этому в водной среде происходит активный синтез органических веществ из неорганических. В воде образуются сгустки (коацерваты), а это ещё неживые существа.

·       Появляются хемотрофные организмы (бактерии).

·       Одноклеточные водоросли (способные к фотосинтезу).

·       Накопление кислорода в атмосфере.

·       В палеозойскую эру жизнь на планете достигает удивительного многообразия и обилия.

·       Выход на сушу позвоночных.

·       Наземную часть осваивают прогрессивные группы растений.

 

Растения

Животные

Голосеменные

пресмыкающиеся,

Папоротники, мхи.

насекомые

 

паукообразные

 

Псилофиты

древние земноводные.

Водоросли

кистеперые и другие рыбы

 

Ракообразные, моллюски

 

Кишечнополостные, черви

 

Мезозой.

Эпоха пресмыкающихся. Это не только расцвет рептилий, но и:

·       3авоевывание суши голосеменными растениями.

·       Появление первых млекопитающих.

·       Появление покрытосеменных растений.

·       Появление первых птиц.

·       Биологический прогресс и вымирание первых пресмыкающихся (динозавров).

Эволюционные приобретения пресмыкающихся:

·       Плотная сухая кожа, покрытая щитками.

·       Сложное строение легких.

·       Внутреннее оплодотворение.

·       Откладывается крупное яйцо с плотными покровами.

Все это позволяет им занять господствующее положение на Земле. В результате вымирания на Земле остаются только рептилии небольших размеров(ящерицы, змеи).

 

Кайнозойская эра:

·       Господство покрытосеменных.

·       Биологический прогресс насекомых.

·       Расцвет птиц и млекопитающих.

·       Появление приматов и человека.

 

Физминутка.

 

Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания) 5-7 мин.

Самостоятельные работы учащихся по биологии.

Карточка № 45 стр. 29.

Карточка № 43 стр. 28.

Карточка № 33 стр. 25.

 

Итоговый контроль. Анализ урока.






загрузка...
загрузка...
загрузка...