загрузка...

БИОЛОГИЯ 10 класс - поурочные разработки

Введение в общую биологию. Определение жизни. Основные свойства живых организмов

 

Цель урока:

·       Обуч. Расширить представления учащихся об основных критериях жизни, сформировать у школьников понятие об уровнях организации живой материи.

·       Развив. Развивать навыки школьников определять конкретный уровень организации жизни по его характеристикам.

·       Воспит. Воспитывать формирование у учащихся эмоционально-целостного отношения к современным проблемам общей биологии

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.

 

Основная часть (новый материал).

Биология представляет собой комплекс наук изучающих живую природу, законы её существования и развития.

В результате объединения наук произошло обогащение биологии фактическим материалом. Кроме классических наук биологического цикла (физиологии, анатомии, гигиены, ботаники, зоологии и т. д.) появился целый ряд других молодых наук, которые глубинные основы живого (биохимия табл. № 1 стр. 48).

Биология изучает многообразие жизни на Земле, эволюционное учение, представление о развитии органического мира и происхождении человека, основы экологии и учения и биосфере, цитология, основы генетики и селекция.

Основные свойства живых организмов:

1. свойство Высокая степень организации живых существ (строение клетки, таб. № 2 стр. 49);

2. свойство Обмен веществ (поглощение, переработка и выделение веществ - свет, пища);

3. свойство Единство химического состава живых организмов (98% в живых организмах - углевод, кислород, азот, водород);

4. свойство Дискретность (разделенность). Любая биологическая система (организм, вид) состоит из отдельных частей, но эти части образуют единое целое (стр. 49);

5. свойство Раздражимость Она присуща всем живым организмам. Благодаря этому организм реагирует на условия окружающей среды (инфузория туфелька в капле воды);

6. свойство Рост организмов. Рост это увеличение в размерах и массе с сохранением общих черт строения. Рост сопровождается увеличением размера клеток или увеличением числа самих клеток;

7. свойство Самовоспроизведение (размножение). Каждая особь со временем перестает существовать, но жизнь вида не прекращается т. к. образуются новые организмы;

8. свойство Развитие. Рост сопровождается развитием. Во время развития постепенно и последовательно формируются и проявляются свойства и признаки организма;

9. свойство Способность к саморегуляции. Все живые организмы способны регулировать концентрацию различных химических веществ внутри себя табл. № 3 стр. 54, табл. № 4;

10. свойство Приспособленность живых существ к среде обитания. Приспособления к передвижению в воде и воздухе.

 

Физминутка.

 

Большое значение для человечества и всего живого является охрана природы.

Конституция РК.

Вопросы охраны окружающей среды рассматриваются международными организациями (ООН - организация объединённых наций).

Сотрудничество всех стран и борьба с загрязнениями.

Изучение биологии привело к появлению биологических систем (у космонавтов) - питание, дыхание и т. д.

Развитие биологии - приведет к управлению законами жизни.

 

Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.

·       Существует мнение, что химический состав живой и не живой природы во многом сходен. Докажите или опровергните эту точку зрения.

·       Докажите, что биологический вид обладает свойством дискретности (разделенность).

·       Чем отличается понятие «рост» и «развитие»? Какие внешние воздействия могут ускорить или замедлить рост организма? Приведите необходимые примеры.

·       Всегда, ли конкретное приспособление, имеющееся у организма, будет ему полезно? Примеры?

·       Почему в науке используют несколько свойств организма, а не какой-то один (например только обмен веществ)?

·       В чем заключается отличия между наблюдением и экспериментом?

 

Итоговый контроль, анализ урока. Д/3 конспект.






загрузка...
загрузка...