загрузка...

УРОКИ БИОЛОГИИ В 10(11) КЛАССЕ РАЗВЕРНУТОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

 

Глава 9. ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ

 

Урок 2. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ

 

Задачи. Показать роль различных форм искусственного отбора для селекции самоопыляющихся и перекрестноопыляемых растений. Обратить внимание на роль естественного отбора. Сформировать знания об основных методах селекции растений. Повторить материал и проконтролировать знания учащихся по теме «Селекция».

Оборудование. Фрагменты кинофильмов «Селекция растений», «Гетерозис», «Полиплоидия», «Генетика и селекция», диафильм «Селекция растений», таблицы по общей биологии, кодограмма (приложение 1).

Ход урока:

Повторение. Письменная работа с карточками на 10 мин.

1. Охарактеризуйте первый этап селекции, раскройте его сущность.

2. Что вам известно о происхождении домашних животных?

3. Каков вклад Н. И. Вавилова в развитие селекции в России?

В связи с наличием большого выбора фильмов и необходимости их использования на уроке, работу с карточкой у доски и тестирование целесообразно на данном уроке не проводить.

Устное повторение (10 мин.).

Изучение нового материала. Объяснение с помощью фрагментов фильмов, диафильма, кодограммы.

Основные методы селекции растений. Основными методами селекции растений были и остаются гибридизация и отбор. Различают две основные формы искусственного отбора: массовый и индивидуальный.

1. Массовый отбор применяют при селекции перекрестноопыляемых растений, таких, как рожь, кукуруза, подсолнечник. При этом выделяют группу растений, обладающих ценными признаками. В этом случае сорт представляет собой популяцию, состоящую из гетерозиготных особей, и каждое семя даже от одного материнского растения обладает уникальным генотипом. С помощью массового отбора сохраняются и улучшаются сортовые качества, но результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления.

2. Индивидуальный отбор эффективен для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). В этом случае потомство сохраняет признаки родительской формы, является гомозиготным и называется чистой линией. Чистая линия — потомство одной гомозиготной самоопыленной особи.

3. Естественный отбор в селекции играет определяющую роль. На любое растение в течение всей его жизни действует целый комплекс факторов окружающей среды, и оно должно быть устойчивым к вредителям и болезням, приспособлено к определенному температурному и водному режиму.

4. Инбридинг используют как один из этапов повышения урожайности. Для этого проводят самоопыление перекрестноопыляемых растений на протяжении 3—5 лет для получения чистых линий. У гибридов многие рецессивные неблагоприятные гены при этом переходят в гомозиготное состояние, и это приводит к снижению их жизнеспособности, урожайность падает. Широко используется инбридинг для получения гетерозисных семян кукурузы. При этом срывают метелки с выбранных растений и, когда появляются рыльца пестиков, их опыляют пыльцой этого же растения. Чтобы не попала пыльца от других растений, бумажными изоляторами предохраняют соцветия. Таким образом получают несколько чистых линий на протяжении ряда лет, а затем скрещивают чистые линии между собой и подбирают такие, которые дают максимальный эффект гетерозиса — жизненной силы, при котором потомство дает максимальную прибавку в урожае.

Эффект гетерозиса объясняется двумя основными гипотезами Гипотеза доминирования предполагает, что эффект гетерозиса зависит от количества доминантных генов в гомозиготном или гетерозиготном состоянии. Чем больше в генотипе генов в доминантном состоянии — тем больший эффект гетерозиса, и первое гибридное поколение дает прибавку урожая до 30%.

AAbbCCdd х aaBBccDD

F1 AaBbCсDd

Гипотеза сверхдоминирования объясняет явление гетерозиса эффектом сверхдоминирования иногда гетерозиготное состояние по одному или нескольким генам дает гибриду превосходство над родительскими формами по массе и продуктивности Но начиная со второго поколения эффект гетерозиса затухает, так как часть генов переходит в гомозиготное состояние.

Аа х Аа

АА 2Аа аа

5. Перекрестное опыление самоопылителей дает возможность сочетать свойства различных сортов. Рассмотрим, как это практически выполняется при создании новых сортов пшеницы. У цветков растения одного сорта удаляются пыльники, рядом в банке с водой ставится растение другого сорта, и растения двух сортов накрываются общим изолятором. В результате получают гибридные семена, сочетающие нужные селекционеру признаки разных сортов.

6. Очень перспективен метод получения полиплоидов, у растений полиплоиды обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена. Многие культуры представляют собой естественные полиплоиды: пшеница, картофель, выведены сорта полиплоидной гречихи, сахарной свеклы.

Виды, у которых кратно умножен один и тот же геном, называются аутополиплоиадами. Классическим способом получения полиплоидов является обработка проростков колхицином. Это вещество блокирует образование микротрубочек веретена деления при митозе, в клетках удваивается набор хромосом, клетки становится тетраплоидными.

7. Отдаленная гибридизация — скрещивание растений, относящихся к разным видам. Но отдаленные гибриды обычно стерильны, так как у них нарушается мейоз (два гаплоидных набора хромосом разных видов не конъюгируют) и не образуются гаметы.

В 1924 году советский ученый Г. Д. Карпеченко получил плодовитый межродовой гибрид. Он скрестил редьку (2n = 18 редечных хромосом) и капусту (2n = 18 капустных хромосом). У гибрида в диплоидном наборе было 18 хромосом: 9 редечных и 9 капустных, но при мейозе редечные и капустные хромосомы не конъюгировали, гибрид был стерильным.

С помощью колхицина Г. Д. Карпеченко удалось удвоить хромосомный набор гибрида, полиплоид стал иметь 36 хромосом, при мейозе редечные (8 + 8) хромосомы конъюгировали с редечными, капустные (8 + 8) с капустными. Плодовитость была восстановлена. Таким способом были получены пшенично-ржаные гибриды (тритикале), пшенично-пырейные гибриды и др. Виды, у которых произошло объединение разных геномов в одном организме, а затем их кратное увеличение, называются аллополиплоидами.

8 Использование соматических мутаций применимо для селекции вегетативно размножающихся растений, что использовал в своей работе еще И. В. Мичурин. С помощью вегетативного размножения можно сохранить полезную соматическую мутацию. Кроме того, только с помощью вегетативного размножения сохраняются свойства многих сортов плодово-ягодных культур.

9. Экспериментальный мутагенез основан на открытии воздействия различных излучений для получения мутаций и на использовании химических мутагенов. Мутагены позволяют получить большой спектр разнообразных мутаций, сейчас в мире созданы более тысячи сортов, ведущих родословную от отдельных мутантных растений, полученных после воздействия мутагенами.

Многие методы селекции растений были предложены И. В. Мичуриным. С помощью метода ментора И. В. Мичурин добивался изменения свойств гибрида в нужную сторону. Например, если у гибрида нужно было улучшить вкусовые качества, в его крону прививались черенки с родительского организма, имеющего хорошие вкусовые качества; или гибридное растение прививали на подвой, в сторону которого нужно было изменить качества гибрида. И. В. Мичурин указывал на возможность управления доминированием определенных признаков при развитии гибрида. Для этого на ранних стадиях развития необходимо воздействие определенными внешними факторами. Например, если гибриды выращивать в открытом грунте, на бедных почвах, повышается их морозостойкость.

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

 

Приложение 1. Кодограмма к уроку

Тема: Основные методы селекции растений. § 35—36

 

Отбор и гибридизация

1. Массовый отбор для перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза, подсолнечник).

2. Индивидуальный отбор для самоопыляемых растений (пшеница, ячмень, горох). Потомство гомозиготное, чистая линия.

Гибридизация: аутбридинг — неродственное и инбридинг — близкородственное скрещивание.

3. Инбридинг — самоопыление перекрестноопылителей, затем подбирают такие, которые дают максимальный эффект гетерозиса.

Эффект гетерозиса объясняется двумя основными гипотезами, Гтотеза доминирования: чем больше доминантных генов, тем больший эффект гетерозиса и первое гибридное поколение дает прибавку урожая до 30%. Гипотеза сверхдоминирования: иногда гетерозиготы превосходят родительские формы.

4. Перекрестное опыление самоопылителей — сочетаются свойства различных сортов.

5. Полиплоидия. Для получения полиплоидов проростки обрабатывают колхицином.

6. Отдаленная гибридизация — скрещивание растений, относящихся к разным видам.

В 1924 г. Г. Д. Карпеченко получил плодовитый межродовой гибрид редьки (2n = 18) и капусты (2n = 18). У гибрида 9 редечных и 9 капустных хромосом, стерилен. С помощью колхицина получен плодовитый полиплоид (36 хромосом).

Так получены пшенично-ржаные гибриды (тритикале), пшенично-пырейные гибриды и др.

7. Использование соматических мутаций.

8. И. В. Мичурин: сначала акклиматизация (—), затем — управление доминированием, метод ментора, гибридизация географически удаленных форм и др.

 





загрузка...
загрузка...