загрузка...

УРОКИ БИОЛОГИИ В 10(11) КЛАССЕ РАЗВЕРНУТОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

 

Глава 9. ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ

 

Материал главы формирует знания об основных методах селекции растений, животных и микроорганизмов.

Распределение материала по урокам:

1-й урок. Селекция.

2-й урок. Основные методы селекции растений.

3-й урок. Основные методы селекции животных.

4-й урок. Селекция микроорганизмов. Биотехнология.

5-й урок. Зачет.

 

Урок 1. СЕЛЕКЦИЯ

 

Задачи. Дать определение селекции как науке. Сформировать знания о центрах происхождения культурных растений, открытых Н. И. Вавиловым, рассмотреть первые этапы селекции — одомашнивание диких животных и первые попытки выращивания растений.

Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы по общей биологии, кодограмма, возможно использование фрагмента фильма «Селекция растений» или «Генетика и селекция».

Ход урока:

Повторение. Анализ зачета, выставление оценок (5—7 мин.).

Изучение нового материала. Объяснение с помощью фрагмента кинофильма, кодограммы.

Что такое селекция. Селекция — наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. В основе селекции лежат такие методы, как гибридизация и отбор. Теоретической основой селекции является генетика.

Для успешного решения задач, стоящих перед селекцией, академик Н. И. Вавилов особо выделял значение:

— изучения сортового, видового и родового разнообразия интересующей нас культуры;

— влияния среды на развитие интересующих селекционера признаков;

— изучения наследственной изменчивости;

— знаний закономерностей наследования признаков при гибридизации;

— особенностей селекционного процесса для само- или перекрестноопылителей;

 стратегии искусственного отбора.

Породы, сорта, штаммы — искусственно созданные человеком популяции организмов с наследственно закрепленными особенностями: продуктивностью, морфологическими, физиологическими признаками.

Каждая порода животных, сорт растений, штамм микpoopганизмов приспособлены к определенным условиям, поэтому в каждой зоне нашей страны имеются специализированные сортоиспытательные станции и племенные хозяйства для сравнения и проверки новых сортов и пород.

Для успешной работы селекционеру необходимо сортовое разнообразие исходного материала, с этой целью Н. И. Вавиловым была собрана коллекция сортов культурных растений и их диких предков со всего земного шара. К 1940 году во Всесоюзном институте растениеводства насчитывалось 300 тыс. образцов. В настоящее время коллекция пополняется и является основой для работ по селекции любой культуры.

Н. И. Вавилов установил и центры происхождения культурных растений, места, где находится наибольшее видовое и сортовое их многообразие. Они находятся в зонах, наиболее благоприятных для жизни большого количества людей. Первые попытки выращивания растений, как и первые попытки выращивания животных, вероятно, происходили 20— 30 тыс. лет назад, когда крупные животные были выбиты и охота перестала обеспечивать людей продуктами питания в достаточной степени.

Наиболее богатыми по количеству культур являются древние центры цивилизации, именно там наиболее ранняя культура земледелия, более длительное время проводится искусственный отбор и селекция растений.

Селекция животных происходила в этих же районах. На первых этапах происходило одомашнивание, приручение животных. Выращивались детеныши диких животных, каким-либо образом попавшие к человеку. Среди них преимущественно выживали те, кто вел себя наименее агрессивно по отношению к человеку, кто легко размножался в неволе. Отбор, который проводил человек, сначала был бессознательным — больше ценились и сохранялись лучшие животные, впоследствии становится методическим, человек хочет получать потомство от лучших производителей. Дикий тур стал родоначальником пород крупного рогатого скота, волк — пород домашней собаки, муфлон — различных пород овец, от тарпана произошли лошади. Кабан стал родоначальником различных пород свиней, от дикой банкивской курицы произошли породы домашних кур.

 

Центры происхождения культурных растений (по Н. И. Вавилову)

 

Центры происхождения

Местоположение

Культивируемые растения

1. Южноазиатский тропический

 

2. Восточноазиатский

 

3. Юго-Западноазиатский

 

4. Средиземноморский

 

5. Абиссинский

6. Центральноамериканский

7. Южноамериканский

Тропическая Индия, Индокитай, о-ва Юго-Восточной Азии

 

Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань

 

Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия

 

Страны по берегам Средиземного моря

 

Абиссинское нагорье Африки

Южная Мексика

Западное побережье Южной Америки

Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений)

Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры — слива, вишня и др. (20% культурных растений)

Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений)

Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений)

Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго

Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник

Картофель, ананас, хинное дерево

 

Закрепление. Беседа. Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Задание на дом. Изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

 

Приложение 1. Кодограмма к уроку

Тема: Селекция. § 34

 

Что такое селекция

Селекция? В основе — гибридизация и отбор.

Одомашнивание (20—30 тыс. лет).

Породы, сорта, штаммы — искусственно созданные человеком популяции организмов с наследственно закрепленной продуктивностью, морфологическими, физиологическими признаками.

Н. И. Вавилов: ВИР — коллекция сортов культурных растений и их диких предков со всего земного шара.

 

Центры происхождения культурных растений

Древние центры цивилизации:

1. Южноазиатский тропический

2. Восточноазиатский

3. Юго-Западноазиатский

4. Средиземноморский

5. Абиссинский

6. Центральноамериканский

7. Южноамериканский

 

 

1. Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений).

2. Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры — слива, вишня и др. (20% культурных растений).

3. Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений).

4. Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений).

5. Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, бананы, сорго.

6. Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник.

7. Картофель, ананас, хинное дерево.

 

Происхождение домашних животных

Тур? Муфлон? Тарпан? Кабан? Банкивские куры?....






загрузка...
загрузка...